Тематика: Начало бизнеса. Стартап
На днях наткнулся в иностранном блоге на формулу, позволяющую оценить коммерческую перспективность стартапа. Да простят меня те, кому это слово набило оскомину, в двух словах объясню непосвященным. Стартап в современном понимании – это, грубо говоря, молодой бизнес, замешанный на информационных технологиях. В наше время – один из самых доступных способов превратить идею в деньги.
Молодым и амбициозным людям не дают покоя истории успеха youtube.com и прочих. Казалось бы – придумай сервис, который осчастливит человечество, создай сайт, развивай его в ожидании солидного инвестора и дело в шляпе. На волне общемирового энтузиазма, связанного с социальными сетями каждый зарегистрированный пользователь – это лепта в копилку общей стоимости проекта. Но как заранее определить потенциал успеха?
Венчурный капиталист Дэвид Слайвер в книге «Умные стартапы» предлагает такую вот арифметическую конструкцию:
Перспективность = Решаемая проблема х Элегантность решения х Опыт управления
Каждая из составляющих может быть оценена в баллах (максимальное значение – 3,0). Чем больше произведение – тем выше шансы на успех. Если результат ниже 5, то идея, скорее всего, обречена на провал. Лучше, конечно, если баллы будет выставлять не сам владелец, а разбирающиеся в вопросе эксперты со стороны.
Собственники, на мой взгляд, вообще редко способны адекватно оценивать стоимость своих владений, а уж если дело касается неосязаемых активов – тут склонность к завышению приобретает невиданный размах. Если в прежние годы это касалось в основном изобретений, авторы которых рисовали в своем воображении кучу нолей, то сейчас на их место пришли создатели стартапов. Что нам говорят три классических подхода к оценке?
Затратный подход. Как следует из названия – совокупность прямых и косвенных издержек на создание актива. Если все делается по уму, то здесь и затраты на офис, мебель, технику, и собственно на создание продукта (гонорар сторонних разработчиков или зарплата своих собственных штатных) плюс фактические затраты на рекламу и раскрутку. Вероятно, здесь стоит применять какие-то коэффициенты, как при расчете стоимости товарных знаков или изобретений, но область настолько новая, что конкретных методик я еще просто не встречал.
Сравнительный подход. Наверняка уже кто-то где-то продавал нечто подобное. Иными словами – нужны какие-то соразмерные аналоги, по которым прошли сделки (именно сделки, потому что стоимость предложения в этой сфере может превышать самые смелые предположения). За единицу сравнения часто берут количество зарегистрированных пользователей. Хотя, на мой взгляд, это довольно абстрактное понятие – куда полезнее узнать размер активной аудитории и её структуру.
Доходный подход. Очевидно, ключевой вопрос – будет ли проект приносить ожидаемую прибыль, которую в свою очередь надо пересчитать из стоимости будущей в текущую? Большинство сайтов зарабатывают на рекламе или дополнительных услугах, при этом риск, что ожидания не оправдаются, на мой взгляд, значительно выше, чем в сферах реального бизнеса. Слишком велика роль конкурентов и таких понятий как лояльность аудитории, порой даже смена идеолога ресурса способна негативно повлиять на показатели доходности.
Краткое резюме: при определении реальной рыночной стоимости стартапа, я бы в первую очередь старался оценить его перспективность и способность предсказуемо приносить доход на вложенный капитал, при этом очень критично подходя к прогнозируемым показателям и принимая во внимание ретроспективу (очевидно, у совсем молодого проекта перспективы значительно туманнее, чем у доказавшего состоятельность стабильно работающего). А вот слухи о продажах за баснословные суммы подобных проектов я бы «делил на два» хотя бы из-за того, что существует некоторых ажиотаж, провоцирующий инвесторов на необоснованную переплату. Стоимость же затрат на создание можно использовать скорее как некий индикатор качества готового продукта – ведь стоящие вещи из воздуха сами собой не появляются.
Обсудить публикацию в форуме Зарегистрированные пользователи могут выставить оценку для этой публикации
Посмотреть текущий Рейтинг публикаций по оценкам наших пользователей.
Другие публикации по тематике «Начало бизнеса. Стартап»:
Всего публикаций: 69 | Показаны [11-15]
Бизнес-инкубатор Y Combinator начинает очередной раунд поддержки стартапов Бизнес-инкубатор Y Combinator начинает очередной раунд поддержки молодых компаний, предлагающих потенциально перспективные проекты в сфере информационных технологий.
Сегодня только бизнес,стартапы,и совсем немножко технологий Интервью с Николаем Митюшиным - ролик, который не столько интервью, сколько введение в общение с венчурным бизнесом и/или консультантами для начинающих предпринимателей.
Что отличает хороший стартап? Сказать, что главное в стартапе – идея, пожалуй, нельзя. Самые лучшие и денежные идеи изначально казались вообще не нужными людям. Кто мог бы сказать, что миллионы людей всего мира будут ежедневно рассказывать о своих печалях и радостях другим миллионам людей? А ведь о блогах теперь не знает разве что человек очень далекий от Интернета.
Паевые венчурные фонды Венчурные инвестиции относительно новы для российских бизнесменов. Еще пять лет назад в России молодые проекты начинающих дельцов финансировали исключительно друзья и родственники, поверившие в перспективность данного предприятия. Обычно в долг, даже не за процент от прибыли, в которую смутно верилось. С тех пор многое изменилось.
Руководство Марка Андрессена по стартапам Стартапы, даже в результате краха 2000 года, стали пропитаны загадочностью — вы много читаете о том, как замечательно сделать стартап, как это весело, возможность изменить будущее, бесплатная еда, настольный футбол и все прочее. И как оказалось, что в создании стартапа есть много всего замечательного.
Страницы: «« « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 » »»
|