21.10.2008
Очередная реформа российской высшей школы, как говорят чиновники, уже неизбежна. Мы знаем даже точный срок вступления новых правил работы ВУЗов в силу – 1 сентября 2009 года. Впрочем, детали этих преобразований пока неизвестны по объективным причинам: законопроект о создании федеральных Университетов прошел только первое чтение в Госдуме, а идея создать наряду с ними региональные и исследовательские университеты и вовсе пока находится в стадии "создания концепции". Впрочем, уже сейчас ясно в общих чертах, как будут менять высшую школу: количество ВУЗов в стране сократится, магистров среди выпускников станет меньше, чем бакалавров, а профессорско-преподавательский состав обменяет самоуправление на возможность заниматься бизнесом.
Новую структуру высшего образования в стране председатель Совета ректоров Петербурга Владимир Васильев сегодня сравнивает с "елочкой". Проще говоря, она станет иерархичной. На самом верху расположатся федеральные университеты - Южный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский... Планируется создать специальный ВУЗ с таким статусом даже в Калининграде. От обычных эти университеты будут отличатся разве что бюджетом, да задачами: они должны не только готовить специалистов и магистров, но и "решать инновационные проблемы на межрегиональном уровне". Звучит красиво, хотя и непонятно, что это будет означать на деле.
Для решения аналогичных задач внутри субъектов федерации придумали региональные университеты. По замыслу авторов реформы их будет в среднем по два на регион. Чтобы не обижать остальные заслуженные ВУЗы, в концепции появился и статус "исследовательского университета", но вот его придется доказывать: предподаватели должны будут заниматься научной работой поголовно (для сравнения: сегодня написанием научных статей утруждают себя только 16 процентов сотрудников высшей школы). Для того, чтобы получить один из вышеперечисленных статусов придется пройти аттестационную комиссию, кроме того их количество планируется ограничить законом. Те же ВУЗы, которые не смогут получить новый статус (а их окажется большинство) потеряют звания университетов и право готовить магистров, а смогут выдавать исключительно дипломы бакалавров. Особняком стоят МГУ и СПбГУ. С одной стороны, их особый статус в новом законе не упоминается, с другой – отменять указ о его присвоении никто не собирается. Кажется, про МГУ и СПбГУ разработчики реформы просто забыли...
На бумаге законопроект выглядит вполне безобидно. Однако судя по заявлениям чиновников, одним перераспределением статусов дело не ограничится. Во-первых, резко сократится количество самих ВУЗов. По оценке Владимира Васильева их число уменьшится почти в три раза, но в первую очередь пострадают не сами университеты и академии, а расплодившиеся в последнее время региональные филиалы. На деле это выльется в то, что высшее образование может стать еще менее доступным, но чиновники предпочитают об этом не говорить.
Во-вторых, преподаватели ВУЗов практически потеряют возможность напрямую влиять на свои университеты. Сегодня они выбирают ректора, но по новой реформе эта задача перейдет к попечительским советам, состоящим на две трети из учредителей (чиновников и бизнесменов). В обмен на потерю самоуправления ВУЗам дадут возможность заниматься бизнесом, но после того, как государство снимет с себя все обязательства по возможным долгам образовательных учреждений.
Другими словами, университеты после реформы становятся полноценными субъектами бизнес-сообщества. Они могут учреждать фирмы, получать прибыль, тратить деньги на свое усмотрение... А это означает, что нас ждут и неизбежные банкротства отдельных ВУЗов, споры хозяйствующих субъектов и налоговые взыскания – неотъемлимые в современной России признаки "свободного предпринимательства". Пойдет ли высшей школе это на пользу – открытый вопрос.
Как и другой – как будут управляться МГУ и СПбГУ. Их особый статус не прописан и в этой части реформы. Так что совершенно неясно: придется ли менять их Устав, кто будет выбирать ректоров, получат ли право эти Университеты заниматься бизнесом или нет... Возможно, их положение будет прописано отдельным законопроектом, но пока о них в концепции образования - ни слова. Может, и правда – забыли?
Разработчики реформы заранее торопятся успокоить общественность: ключевой момент концепции – получение нового статуса - будет добровольным, то есть ВУЗы сами должны будут принимать решение о своей судьбе. Если кто-то не захочет объединяться с соседями в федеральный университет или решит сохранить прежнюю систему самоуправления – его право. Но опыт подсказывает, что у правительства довольно способов заставить подчиниться любой своенравный ВУЗ. Можно просто сократить субсидии на образование (такая возможность есть и в действующем законодательстве) и непокорные профессоры сами захотят получить новый статус в обмен на право выбирать ректора.
Другой опыт – законодательный – подсказывает, что за последние 10 лет ни один знаковый законопроект из стен Госдумы полностью доработанным не выходил: первые несколько лет, как обычно, станут экспериментом (не научным, а социальным), по результатам которого закон будут переписывать, доводить до ума. Скорее всего он вернется в Думу уже после первых банкротств ВУЗов. Только тогда и станет окончательно ясно – во что обойдется стране реформа высшей школы.
Обсудить новость в форуме
Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться
|