04.12.2009
Наша встреча с Ириной Щербининой, заместителем председателя правления ПотенциалБанка, состоялась накануне всероссийского Дня банковского работника и формально была посвящена 19-летию банка.
Но, сами понимаете, самым главным и значимым из этих лет для банка стал последний год. Не календарный, а событийный: с ноября прошлого по ноябрь нынешний. С момента вхождения ПотенциалБанка в Банковскую группу «Солидарность», означавшего начало нового этапа развития.
– Ирина Павловна, в Тольятти ни для кого не секрет, в каком состоянии был ПотенциалБанк в момент, когда в него пришла новая команда, в том числе и вы. Что было сделано в первую очередь?
– Перед нами стояла задача сохранить банк. Удержать клиентов, которые здесь были, и, конечно, привлечь новых. И дело было даже не в количестве вкладчиков или объеме вкладов. Важнее было быстро восстановить пошатнувшееся доверие банку.
Что делалось для этого? Для частных лиц начали разрабатывать новые условия вкладов, более привлекательные. И этот шаг полностью оправдался: на сегодня мы привлекли более 2,5 миллиарда рублей вкладов физических лиц, что превышает прошлогодний, докризисный показатель.
Кредитованием частных лиц на тот момент, пожалуй, уже ни один из банков активно не занимался. Поэтому для нас важнее было разобраться с существовавшим кредитным портфелем. Кризис ведь уже тогда, год назад, стал сказываться на доходах горожан. Старались идти навстречу людям, вникали в каждую ситуацию, изменяли график платежей, пролонгировали кредиты. Ни одна заявка от клиента не оставалась нерассмотренной. Благодаря этому ситуацию удалось исправить, и ПотенциалБанк по уровню просроченной задолженности физических лиц выглядит даже лучше многих наших коллег-конкурентов. На сегодня она составляет около трех процентов. Что позволило нам на сегодняшний день увеличить срок кредитования с года до трех лет. Это предложение уже заинтересовало горожан, так как трехлетний срок кредита позволяет лучше планировать свои расходы, его легче обслуживать.
– А вы откликнулись на просьбу профсоюза АВТОВАЗа пойти навстречу их работникам в связи с сокращением заработной платы?
– Фактически к тому моменту, когда мы получили это обращение, проблемы просроченных платежей по кредитам перед банком не стояло. Мы, конечно, опасались, что после этой просьбы пойдет вал обращений. Но за все время пришли только два человека. Потому что всю эту работу мы проделали с самого начала. Мы даже единый городской телефон ввели. Позвонив по телефону 77-00-00, любой наш клиент мог задать любой вопрос.
– Но банк не может существовать без клиентов – юридических лиц. Что было сделано для их привлечения?
– Юридическим лицам мы предложили новые условия от-крытия и обслуживания расчетных счетов. Например, предложенную тогда акцию по бесплатному открытию расчетных счетов мы продлили до конца этого года. Казалось бы, банк теряет часть дохода, снижая стоимость своих услуг, но этот шаг был просчитан. Ведь одновременно мы получаем в распоряжение новых клиентов, на расчетных счетах которых всегда есть деньги, которыми банк может распоряжаться, зарабатывать на них прибыль. Плюс к этому, открыв у нас расчетный счет, предприятия присоединяются и к нашему карточному зарплатному проекту. За счет этого увеличивается общий денежный оборот в банке. Любая банковская услуга – это взаимовыгодная операция.
– В ответ юрлица приходят к вам за кредитами?
– Да. И ПотенциалБанк кредитует, как это принято сейчас говорить, «реальный сектор экономики». Действующие произ-водства, обновление основных средств, закупку нового оборудования – сумма кредита от 500 тысяч рублей, а может доходить и до 500 миллионов. Кредитуем и кассовые разрывы, и выдачу заработной платы работникам.
– За этот год ПотенциалБанк изменился разительно. Но изменилась и ситуация на рынке, изменилась психология клиентов. Мне, например, кажется, что кризис положительно повлиял на горожан, заставил их более взвешенно и ответственно подходить к сотрудничеству с банком.
– На самом деле в стране довольно условно начало кризиса относят на осень прошлого года. Фактически проблемы начались раньше. И к осени заявок на кредиты почти не стало. Это связано еще и с тем, что люди на пике кредитного бума успели взять кредиты на длительный срок, решить какие-то свои проблемы, а сейчас спокойно выплачивают. Новые кредиты берут только те, кого кризис обошел стороной. Или маленькие суммы, тысяч 50, на ремонт квартиры, на обучение ребенка. Сейчас, кстати, когда мы продлили срок кредитования до трех лет, количество заявок увеличилось.
Я всегда работала с физическими лицами, поэтому прекрасно знаю, что клиенты всегда были разные. Но весь наплыв, если можно так сказать, «безответственных» клиентов был в магазинах – в иногородних банках, которые выдавали кредиты в местах продаж. В модель бизнеса таких банков изначально заложен большой процент невозвратов, что покрывается очень высокой процентной ставкой и массой скрытых или явных комиссий. Местные банки строят бизнес по классическим, надежным схемам. И количеством «неблагонадежных» заемщиков не увлекаются в ущерб качеству кредитного портфеля.
– Какую роль в сегодняшней жизни ПотенциалБанка играет Агентство по страхованию вкладов?
– Год назад банком «Солидарность» и агентством был разработан и утвержден пятилетний план сотрудничества. Сейчас мы этот план реализуем, регулярно отчитываемся перед агентством и исправно возвращаем государству средства, полученные в прошлом году на налаживание работы ПотенциалБанка.
– Получается, что с точки зрения тольяттинца, выбирающего себе банк, вы теперь даже более привлекательны, так как вас контролирует государственное агентство?
– Да, конечно! Есть категории клиентов, для которых государственное участие в работе банка является плюсом. Это в первую очередь пожилые люди. Наверное, и для остальных наших клиентов этот двойной государственный контроль – агентства и Центрального банка – что-то значит.
– По традиции расскажите о ваших планах…
– Планы любого банка напрямую связаны с планами населения и предпринимателей города. А в Тольятти еще и с планами АВТОВАЗа. Хотелось бы, чтобы у предприятий, бизнесменов, работающих в нашем городе, и у населения появились стабильные доходы и уверенность в завтрашнем дне, которые позволят им брать и спокойно обслуживать кредиты. И свободные деньги, которые они могли бы размещать на депозиты, накапливая на какие-то дорогие покупки. И если наш главный завод заработает в полную силу, в городе постепенно восстановится платежный баланс, то это даст возможность всем нам заработать. И населению, и банкам. Конечно, Тольятти – активный город, и даже если на ВАЗе будет все не так хорошо, как хотелось бы, то все равно, думаю, горожане вместе с властью найдут пути для хорошей, полноценной жизни города. Так что планы самые обычные – продолжать оставаться «нашим городским банком», хорошим, удобным, надежным. Будем выдавать кредиты, принимать вклады, развивать новые услуги и получать за свою работу прибыль.
– Хорошие желания. Как раз к дню банковского работника.
– Да, пользуясь случаем, хотела бы поздравить с Днем банковского работника и наш коллектив, и коллектив банковской группы, и всех наших коллег из других банков! Обсудить новость в форуме
Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться
|