25.12.2008
Накануне Дня спасателя в "Российской газете" состоялась традиционная встреча с главой МЧС. Сергей Шойгу ответил на вопросы журналистов и читателей.
Российская газета: Сергей Кужугетович, как, на ваш взгляд, нынешний кризис может повлиять на сферу вашей ответственности, на вверенное вам подразделение?
Сергей Шойгу: Мировой финансовый кризис бьет по каждому. И наше министерство не исключение. Но главная угроза лежит даже не в материальной плоскости. Для нас главная угроза - падение дисциплины, увеличение числа не занятых в производстве людей. Такая социальная обстановка может привести к увеличению числа пожаров и происшествий.
Что касается МЧС России, то мы не предполагаем сокращать своих сотрудников. Не сворачиваем программ. Нужно работать на перспективу, развивать основные направления деятельности. Например, сегодняшний прогноз ЧС, на мой взгляд, не совсем соответствует требованиям времени. Аппаратная база, технологии позволяют совершенствовать эту работу. Но нужны специалисты абсолютно нового уровня.
МЧС и бюджет
РГ: Наверное, МЧС могло бы анализировать бюджет страны и на основании этого делать какие-то прогнозы?
Шойгу: А почему бы и нет? Так, если бы мы детально анализировали бюджет ЖКХ, то могли бы выявить особо уязвимые места, предсказать, где ждать беды. К примеру, мы знаем, что пятнадцать тысяч котельных страны нуждаются в срочном ремонте или полной замене, а в бюджете предусмотрены средства на ремонт лишь трех тысяч из них. Да и направляются эти деньги, допустим, в регионы Северного Кавказа, где зимой довольно тепло. А не туда, где минус 50 и трубы рвутся не только от старости, но и от холода. Конечно, в этом случае можно дать точный прогноз беды.
Возможности нашего нового Национального центра управления в кризисных ситуациях позволяют моделировать чрезвычайные ситуации. Мы обладаем огромной базой данных. Возьмем, к примеру, одну из рек Сибири. У нас собраны все показатели состояния этой реки за последние пятьдесят лет. Знаем, каковы толщина льда в тот или иной месяц, влажность снега, мартовская и апрельская температура и так далее. Наступает 2009 год. И мы видим массу совпадений известных нам параметров, например с 1979 годом. Смотрим: что у нас случилось тогда? Оказывается, наблюдалось позднее таяние льда. Учитывая прогнозные данные, можно предсказать с большой долей вероятности, каких ждать проблем на реке.
Или, к примеру, трубопровод "Уренгой - Помары - Ужгород". Заглянем в нашу информационную базу. В нынешнем году было много проблем с компрессорными. Накладываем ремонтные графики: когда и что меняли, а до чего руки так и не дошли. Делаем вывод: если в 2009 году не будет заменено оборудование на конкретном участке, то надо готовиться к ЧС. Потому что ремонтом надо было заниматься еще десять лет назад. Как видите, наши прогнозы расчетные, технологичные, понятные.
Для того чтобы все работало как часы, надо не только создать математическую модель, написать программу, но и занести в эту программу данные. А затем компьютер сам просигналит: у вас ситуация очень похожая на ситуацию такого-то года. Ждите беды там-то и в такое-то время.
Вышел указ президента о Национальном центре управления в кризисных ситуациях. Различные ведомства теперь обязаны предоставлять МЧС России необходимую информацию. И если такая информация не поступает и случается чрезвычайная ситуация, в которой, не дай бог, гибнут люди, руководитель ведомства должен будет нести ответственность.
А пацаны-то на льдине!
РГ: Из года в год мы наступаем на одни и те же грабли. Речь идет о любителях подледного лова Калининградской, Ленинградской областей, рыбаков Сахалина, за судьбой которых с завидной регулярностью следит вся страна, а вы спасаете. Может, штрафовать их?
Шойгу: Да нет, что вы. Это же страсть, традиция, которую заложили деды и прадеды. Еще в июле любители зимней рыбалки крючки точат. Можно привести в пример Европу, где любители горного туризма, альпинисты объединяются в клубы и платят взносы, которые идут на страховку. Им остается лишь сообщить страховой компании, куда отправляются, и безопасность по закону должна быть обеспечена. Вот это правильный подход. Если бы и наши рыбаки объединялись таким образом, то и воздушные подушки стояли бы поблизости, и вертолет дежурил в радиусе тридцати километров. Главное для спасателей - знать, где рыбачат. А когда прибегает взмыленный мужик и кричит, что все бросил, сам спасся, а пацаны-то там, на льдине... Хочется сказать: где ж вы, ребята, вчера были, почему о своих планах не сообщили? Правда, есть у нас еще один метод решения проблемы, силовой: весенней ночью запускаем ледокол, и рыбакам выходить некуда.
Еще раз о Южной Осетии
РГ: На недавней встрече с Дмитрием Медведевым вы обсуждали нынешнюю ситуацию в Южной Осетии, говорили о том, как Россия помогает создать республике собственное МЧС. Расскажите об этом.
Шойгу: Мы продолжаем оказывать помощь Южной Осетии. Строим пожарные и спасательные части, направляем технику, обучаем персонал. Молодые ребята из Южной Осетии учатся в академиях и учебных центрах МЧС России. Полагаю, создание пожарно-спасательных центров мы закончим в первом квартале 2009 года. Обеспечим системой связи, пожарными, спасательными машинами. Все это у нас в планах, большая часть оборудования уже закуплена и поставлена в республику.
РГ: В некоторых СМИ прошла информация, что якобы жители Южной Осетии мерзнут. Так это или нет?
Шойгу: В Южной Осетии вообще десять лет централизованного отопления не было. Только печки. В нашу задачу входило поставить газовые котлы, организовать газовые хранилища в школах, больницах. Запустить пекарню. Мы с этой задачей справились. Не осталось ни одного пункта временного размещения беженцев, все живут в стационарных условиях. Все системы жизнеобеспечения запущены. Первого сентября дети пошли в школы. Вспомните, как в августе вся страна поднялась, крови сдали столько, что на
Вторую мировую войну хватило бы... А что касается тепла, МЧС свою работу выполнило. Все остальные действия должны идти, как мне кажется, в плановом порядке. Они предусмотрены в тех самых десяти миллиардах рублей, которые решением президента и правительства выделены на восстановительные работы, и этим занимается минрегион.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех наших коллег из мин энерго, МВД, минтранса, мин здравсоцразвития и других ведомств, кто принимал участие в работах по восстановлению Южной Осетии.
РГ: Читатели часто спрашивают: некий коммерсант отвоевал себе подвал, который планировался под бомбоубежище. И везде говорят, что ведомство Сергея Шойгу резко выступает против. Скажите, вы всерьез верите, что эти бомбоубежища нам пригодятся?
Шойгу: Нет, мы не против, дело в другом. Если, не дай бог, конечно, такое помещение понадобится, оно должно быть в рабочем состоянии и освобождено в кратчайшие сроки. А если в бомбоубежище ломают герметические двери, разносят в пух и прах систему вентиляции, фильтрации воздуха, то, естественно, мы возражаем. Вы хотите оборудовать в таком помещении спортзал - действуйте. Но только, если завтра потребуется использовать его по назначению, будьте любезны оставить помещение, потому что туда поместят, например, детишек из 38-го детского сада. Нам отвечают: "Вы сами-то верите, что может быть война?" Не важно, мы можем верить или не верить. В Белграде тоже не верили. А бомбоубежища в результате еще как пригодились.
РГ: Одна из новостей нынешнего года - принятие Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Какие изменения в связи с этим ждут сферу пожарного надзора? Как уменьшатся в связи с ведением технического регламента коррупционные проявления?
Шойгу: Как уменьшатся коррупционные проявления, я уже десяток, может быть, сотню раз говорил, могу еще раз повторить, что это обязательно случится. Но есть другая сторона медали. Мы-то, МЧС, идем навстречу малому и среднему бизнесу семимильными шагами. Мы готовы вместе работать. Но если завтра начнут гибнуть люди, то в соответствии с новым техрегламентом, другими нормативами руководителей этого бизнеса, извините, будут сажать. Если сегодня сажают инспектора пожарного надзора за то, что он не вовремя или некачественно проверил объект, то завтра будут сажать собственника этого объекта.
Господа хорошие, средний, малый и прочий бизнес! Вы готовы страховать сами себя? Вы готовы проводить независимую оценку, экспертизу безопасности своих объектов? Вы готовы к аудиту безопасности? Вам завтра ставить подпись и доказательно декларировать безопасность своего объекта, выбирать систему защиты от пожара...
Могу рассказать про грустный опыт. Пару лет назад мы перестали осуществлять надзор над строящимися объектами. И количество пожаров на стройках увеличилось на 37 процентов за полгода. Это ненормально. Значит, нужные меры до сих пор не приняты.
Важно, чтобы бизнес осознал свою ответственность за соблюдение Правил пожарной безопасности, чтобы со вступлением в действие техрегламента мы не столкнулись с аналогичными явлениями.
Нужны поправки к законам?
РГ: Директор муниципального учреждения Раменская служба спасения и антикризисного реагирования, Московская область, Александр Горбачев: "С 1 января 2009 года Федеральный закон N 131 лишает муниципальные районы полномочий по созданию и содержанию аварийно-спасательных служб. И закрепляет эти полномочия только за городскими и сельскими поселениями. Закон позволяет поселениям передавать эту функцию муниципальным районам. Но не обязывает. А значит, высока вероятность того, что районным спасателям в ближайшее время придется делить жителей района на "своих" и "ничьих". Как быть?"
Шойгу: Продолжать работать, это они сами себе страшилок на придумывали. Ведь раньше понятия "спасательная служба" как такового не было. А сейчас практически в каждом городе есть вывески: муниципальная спасательная служба, областная, краевая, региональная, межрегиональная, федеральная спасательная служба. Возникающие проблемы, неясности регулируются путем соглашений на всех уровнях. А эту службу мы без внимания не оставим.
РГ: Если руководитель службы пошлет своих пожарных за пределы населенного пункта, в область, с которой у спасателей нет соглашения, и сотрудник погибнет на пожаре, кто будет отвечать?
Шойгу: Конечно, руководитель спасательной службы. Когда у нас пожары поделили на федеральные и муниципальные, пожарные, прежде чем ехать, должны были разобраться, федеральный это пожар или муниципальный. Та же Счетная палата приходила и спрашивала: "Вы бензин, человеко-часы, трудодни потратили на каком основании? Это же пожар не федеральный был". Теперь эти недочеты в законодательстве устранены.
РГ: Светлана Юмагузина, завуч школы из Стерлитамакского района Башкирии: "От вас скрывают реальное положение дел со школами, находящимися в аварийном состоянии. По официальной статистике, в республике их всего три. На самом деле гораздо больше. Просто не везде проведена соответствующая экспертиза. Настоящий виновный уходит от ответа, а наказывают несчастных директоров тех самых аварийных школ".
Шойгу: Директорам школ надо в конце концов набраться мужества. Ни один закон не может их заставить заводить детей в аварийное здание. А параметры аварийности известны. Я не знаю такого директора школы, которого уволили бы за то, что он отменил занятия из-за аварийности здания.
РГ: Наша газета с 2005 года регулярно публикует "черные списки" пожароопасных объектов, деятельность которых приостановлена по решению суда. Журналисты "РГ" попробовали понять, как исполняются данные решения. Оказалось, что никак. Судебные приставы решение суда исполнить не торопятся, а пожарные и суд результатом не интересуются. Хозяева объектов-нарушителей выжидают время, срок наказания заканчивается, и опять все продолжается. Как сделать так, чтобы все-таки судебные приставы быстро реагировали на ваши требования и был результат?
Шойгу: Не на наши требования, а на решение суда...
РГ: Дело в том, что судебные приставы не могут начать действовать, прежде чем получат так называемый исполнительный лист. Этот исполнительный лист должен прийти из суда, и они ссылаются на закон об исполнительном производстве. Дескать, заинтересованная сторона должна сама приносить этот исполнительный лист. В данном случае заинтересованная сторона - государство, а пожарные - его представители. Однако ваши сотрудники ссылаются на статьи 31.3 КоАП и утверждают, что это в их компетенцию не входит. В итоге решение суда может идти по почте и две, и три недели. И тот же детский садик, в котором не по правилам организована сауна, продолжает, как ни в чем не бывало, действовать дальше.
Шойгу: Мы в свое время возражали против того, что приостановить деятельность объекта можно только через суд. Утверждаем и сейчас, что есть такие нарушители, чью деятельность надо приостанавливать немедленно, не дожидаясь судебного решения. И мы выкроили в законе такое право на трое или девять суток. Конечно, это не дело, когда ведомства спорят, кто кому должен какую бумажку нести. Обещаю вам - погружусь в эту проблему. А реакция на "черные списки" очень хорошая и со стороны местных властей, и со стороны руководства страны. Президент на всю страну, ссылаясь на публикацию "Российской газеты", спрашивал, что за безобразие, когда почти сотня школ к учебному году вовремя не была готова. Результат был, и еще какой!
Новая стратегия управления риском
РГ: Жители Сочи, у которых скоро ожидается "стихийное бедствие" - Олимпиада, интересуются: будет ли усилен штат МЧС в Сочи, увеличено ли будет количество пожарных депо.
Шойгу: Мы планируем закончить подготовку к Олимпийским играм 2014 года в 2009 году. Построим все объекты, укомплектуем штат. Создадим шесть новых пожарно-спасательных депо, построим десять вертолетных площадок. Проблем со специалистами, техникой у нас нет. До конца нынешнего года у нас будут подписаны все необходимые соглашения с инвесторами.
РГ: Есть ли у вас собственное конструкторское бюро, которое занимается разработкой новой техники, перспективы на будущее?
Шойгу: Конечно, есть. Два научно-исследовательских института. Один из них имеет большую лабораторную и полигонную базу, на которой мы испытываем новую технику. Решаются комплексные задачи. К примеру, пожарная безопасность кабельных каналов, подводной лодки, лифтовых шахт. Негорючесть материалов, из которых делаются лифтовые шахты и кабины. Поскольку впереди сочинская Олимпиада, занимаемся системой дымоудаления, вентиляции 2,5-километрового тоннеля, ведущего на Красную Поляну.
Перед МЧС поставлен довольно большой комплекс задач. Мы сегодня нуждаемся в серьезной программно-математической поддер жке. Наши специалисты займутся созданием программного продукта для прогноза, мониторинга, новой стратегией управления риском.
Мы продолжаем совершенствование новой системы предупреждения пожаров. Частично внесли ее в технический регламент. Теперь проектировщик обязан указать конкретную систему, которая будет позволять сообщать о пожаре, загазованности сразу же на пульт дежурного. У нас разработано новое средство тушения - мелкодисперсная подогретая вода, такой своеобразный туман. Это установка, которая позволяет очень быстро достичь предельного уровня влажности, при котором горение невозможно. Достаточно вставить шланг с такой водой в выбитую замочную скважину двери помещения, где начался пожар. Эффективно использовать дисперсную воду при тушении лесов. Другое дело, что ее не везде и не всегда доставишь в эти самые леса. Это очень перспективная разработка.
Пока, к сожалению, у нас нет малого класса вертолетов, но надеемся начать их совместное производство с итальянцами в следующем году. Продолжаем доработку отечественных авиационных средств. Уже установили в самолетах и вертолетах новое оборудование для эвакуации раненых. Раньше, когда мы занимались эвакуацией, загоняли реанемобили в Ил-76, летели, грузили раненых и возвращались. Сейчас у нас есть разработка Казанского вертолетного завода, медицинские блоки, модули со всеми необходимыми системами жизнеобеспечения. Они применимы и для самолетов, и для вертолетов.
РГ: А для спасения жителей горящих высоток что-нибудь новое придумали?
Шойгу: Идей много, всевозможные выбросные канаты, парашюты на каждом подоконнике, "чулки" для быстрого спуска вниз. Но я не устану никогда повторять: ни высотная лестница, ни быстрый приезд пожарных и их эффективные действия не панацея. Высот ка, как самолет или подводная лодка, должна иметь свои системы безопасности, кондиционирования, освежения воздуха. Если их нет, то дом нельзя принимать к эксплуатации.
РГ: Сергей Кужугетович, когда будет действовать единый телефон спасения МЧС?
Шойгу: Он вообще-то уже есть - "01". Но мы в этом году создали первую опытную зону в Курской области, которая функционирует на базе телефона "112". В 2009 году запланировано запустить уже 17 таких зон, надеюсь, что к 2011 году мы переведем всю страну на этот телефон. Позвонив по этому номеру, можно получить помощь и пожарных, и спасателей, и медиков, и сотрудников МВД. Но есть у этого начинания как сторонники, так и противники. Напоминают, что Великобритания переходила на общий тревожный телефон 30 лет, Финляндия - 35 лет...
РГ: Приближается Новый год. Как вы отметили на селекторном совещании, в первые дни января нынешнего года произошло увеличение пожаров по сравнению с предыдущим новогодним праздником более чем на 21 процент. И гибели - на 34 процента. Какие надзорно-профилактические усилия будут предприняты МЧС в этом году?
Шойгу: К сожалению, ситуация может повториться. Остается надеяться лишь на самих себя. И на вас - СМИ. Вместо рекламы жевательной резинки по десять раз на день надо с экрана телевизора, не уставая, повторять: "Золотые мои, не пускайте ракеты из форточки и с балкона. Не делайте вы этого, пожалуйста!" В среднем в новогоднюю ночь только в столице 17 жителей остаются без глаз от домашнего салюта. Запалил ракету, так не смотри на нее сверху-то, родимый, отойди в сторонку". В армии, чтобы научиться стрелять из миномета, надо пройти шесть месяцев "учебки". И здесь в принципе такие же навыки нужны. Но даже в инструкциях не написано, что ракетница должна стоять на твердом покрытии. А у нас как? Слегка укрепят в тающем сугробе и палят друг другу в лицо.
Другая распространенная статистика пожаров - по частным домам. Как объяснить человеку, что когда ты хорошо выпил, то поддувало в печке надо закрыть или открыть - в зависимости от того, горят еще дрова или нет. Те, кто приезжает отметить Новый год в деревню, не знают этих элементарных правил. Если в среднем по России 34 человека гибнут за сутки на пожарах, то в первые семь дней нынешнего года каждый день число жертв доходило до 120 человек. Надо как можно чаще говорить о причинах пожаров, чтобы эти знания в голове каждого застревали на веки вечные.
РГ: Может, вам стоит выступить сразу после новогоднего поздравления президента? В десять минут первого? Обсудить новость в форуме
Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться
|