30.11.2008
Когда ходишь по Степанакерту, то кажется, что все только и занимаются торговлей. Везде только магазины и продуктовые ларьки. Малый бизнес процветает! Но наибольшей примечательностью является то, что в каждом магазине есть толстый растрепанный журнал, где вписаны имена должников. Независимо от того, продуктовый ли это магазин, или обувной. Большинство жителей нашего города едят и одеваются в долг. Но есть еще одно различие. В тех магазинах, где выдают товар в долг, цены высокие. Если нет денег - все равно, цены те же. Берешь товар и обещаешь заплатить потом, когда зарплату получишь.
С некоторых пор на меня возложена особая ответственность – покупать продовольствие для семьи. Каждый день я хожу в продуктовый магазин рядом с нашим домом к знакомой женщине по имени Алина. Окно моей квартиры выходит прямо в сторону магазина Алины. Она и открывается раньше всех, и закрывается позже всех. Тетя Алина женщина разговорчивая, но почему-то я все время слышу от нее только одни жалобы. Я в недоумении – на что она жалуется? Собственный магазин, товару навалом – захотела - продала, захотела - домой отнесла. Какие проблемы?
Но что-то заставляет эту женщину заниматься торговлей, несмотря на то, что это такая кропотливая работа. Оказалось, что у нее нет иного выхода – дочь с детьми живут с ней, и кормятся за счет магазина.
А проблем оказывается достаточно. Во-первых, тяжелая работа в физическом плане. Ей приходится самой таскать ящики с продуктами, потому, что нет рядом ни сына, который погиб на Карабахской войне, ни мужа который умер много лет назад. Я знала, что у Алины взрослые внуки, но в магазине их никогда не видела.
- Да ты что, им только готовое подавай. Они считают зазорным, если придут в магазин и заменят меня на часок - отвечает Алина на мое любопытство.
Во- вторых, есть проблема с бумажной волокитой. Алина и продавщица, и бухгалтер. Она не может себе позволить нанять на работу бухгалтера, потому, что надо плотить зарплату. Вот и приходиться бедной Алине самой выкручиваться. И если нагрянет налоговая – пропало спокойствие. Не дадут ей спокойно поработать.
Так интересно получается, несмотря на проблемы с государством, на множество болезней, на неблагодарность внуков – Алина упорно занимается торговлей. Вроде и по ее словам доход мизерный. Только и хватает на еду. Так неужели нельзя чем-нибудь другим прокормиться? Оказывается нельзя. Почему? Да потому, что у нас в республике, если ты не числишься на хорошо оплачиваемой работе, то только торговля позволяет безбедное существование.
А Алине вообще надо написать книгу «о законах маркетинга». Она может всучить любой товар, и клиент от нее никуда не денется. Так расхвалит, что хочешь, не хочешь, а купишь. И еще Алина говорит, что люди очень изменились после войны. Воруют, обманывают. Вот она тоже не брезгает этим. А как же иначе? Какой привет, такой ответ!
Вообще, Алина в округе славится как языкастая тетка.
- А знаешь почему? В этом районе меня все знают. Я не могу отказать, вот все и идут ко мне брать товар в долг. А через месяц мне приходится идти по домам и требовать свои деньги. Скандалы закатываю - дай Бог.
Алина достает из под прилавка толстый и довольно растрепанный журнал советских времен, в котором когда-то было написано «Книга приказов». В этом журнале аккуратно вписаны имена и телефоны всех тех, кому очень хотелось есть, но не было денег. То есть должников Алины. Прямо какой-то черный список чревоугодников. Вот тут-то и раскрылся мне во всей красе мир «жития в долг».
И вспомнился такой случай. Пару лет назад, у нас в городе ограбили магазин. Когда пришла милиция, то выяснилось, что все на месте. Пропали только несколько тетрадей, куда продавец записывал имена клиентов – должников. Я не знаю, нашли ли воров, но случай ярко характеризует озабоченности и повадки неимущей части нашего населения.
Вспомнив эту историю, мне стало любопытно, неужели ничего не изменилось? Да еще и после жалоб Алины, хотелось понять, как выкручиваются из такого тяжкого положения работники малого бизнеса. Я решила обойти все ларьки рядом с моим домом -- задать по паре вопросов. А ларьков оказалось не больше не меньше – восемь! Некоторые отказывались удовлетворить мое любопытство, другие говорили невнятно.
Но картина в моем сознании вырисовалась яркая. Вот магазинчик рядом с магазином Алины. Сравнивая размеры и ассортимент, замечаешь, что у Алины вполне приличный и даже богатый магазин. Вроде и посетителей достаточно. А здесь и квадратуры поменьше, и выбор не велик. Хозяйку зовут Ануш. Женщина 35 лет. В отличие от Алины, Ануш платит аренду за помещение, выдает зарплату своей сменщице, и раз в квартал приглашает бухгалтера. Если Алина считает, что может продавать все, начиная от веников и жавеля, и кончая хлебом и маслом, то Ануш наоборот – предпочитает не смешивать ассортимент.
У Ануш тоже есть семья, которую надо кормить. Но кроме этого, она учится в университете, и платит за учебу.
- Я считаю, что если делать все по закону, то никаких проблем не будет. Смотри, пришла налоговая – кассовый аппарат в порядке. Пришли из госинспекции – вот вам сертификат на продаваемые продукты. Пришли из санэпидстанции – все чисто и на месте. У меня строго. Консервы на своем месте, а хлеб на своем. И в долг я не даю. Лучше один покупатель, но с деньгами, чем десять, но в долг. Так я знаю свои реальные возможности.
Ануш оказалась женщиной более широких взглядов. Она не зациклена на торговле, и считает это временным явлением. После окончания университета, у Ануш будет сразу две профессии – экономист и бухгалтер. Она хочет найти хорошую работу, и оставить торговлю. Поэтому ее волнует больше всего будущее своей страны и своей семьи. И уверена, что ее жизненные планы осуществятся только в том случае, если в Карабахе будет мир и спокойствие.
Мир и спокойствие: в Карабахе это нечто особенное. Похоже, что такие уверенные люди, как Ануш, хорошо знают цену этим понятиям. А меня захватил энтузиазм. Сейчас когда страсти вокруг освобожденных территорий накалились, я решила зайти в следующие ларьки только с одним вопросом: - что они думают о политической ситуации вокруг Нагорного Карабаха? А почему бы и не задать такой вопрос?
Единственный мужчина-продавец, который не пожелал назвать имени, сказал, что ему все равно. Потому, что в свое время он уже воевал и долг родине отдал. И считает, что наши руководители не имеют права сдавать освобожденные земли, потому, что этим шагом они просто уничтожат Карабах. И еще продавец сказал, что он первый уедет из Карабаха, если земли сдадут азерам.
Хозяйкой следующего ларька оказалась коренастая тетка, довольно ухоженная и уверенная в себе, по имени Нанар. Поговорив о всех проблемах, связанных с налоговой инспекцией и санэпидстанцией, я задала интересующий меня вопрос. Ее гневный взгляд застал меня врасплох. Оказалась, что годами раньше она часто ездила в Садахло за товаром.
Садохло это поселок-ярмарка на границе Грузии и Армении. Туда стекались торговцы со всего региона, и там можно было отовариваться по полной программе.
Так вот, Нанар с теплотой вспоминает те времена, когда она ездила в Садахло, и привозила много чего. Товара было много, и денег навалом. А сейчас копейки считает.
- Разве это жизнь? Целый день на ногах, а доходу никакого. Мне легче было с турками торговаться в Садахло, чем теперь, с нашими.
Вот те на! Наши НПО-шники из кожи вон лезут, организовывают семинары и круглые столы об армяно-азербайджанском конфликте и, оказывается зря? Оказывается, для того, чтоб примирить народы, надо открыть огромный базар и устроить ярмарку «Торговля - основа дружбы народов».
И все? А как же история, память? Благо, не все так думают ... это не тот случай?
Но все же, если сидит себе женщина по имени Нанар, и ее кроме своего прилавка ничего не волнует, и при этом, во всех своих несчастьях винит других, так что с нее взять?
Наверное, хорошо, что их не так много. Или много? Но я больше не хотела продолжать свои дознания.
Придя домой, поймала себя на мысли, что в некоторое магазины рядом с моим домом я больше не пойду. Обсудить новость в форуме
Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться
|