Истории успеха
Добавить сайт в избранноеДобавить страницу в избранноеСделать стартовойHBM на Вашем сайте





Регистрация | Я забыл пароль

Зачем регистрироваться?
Новости | Документы | Кредитование new| Истории успеха | Консультация юриста | Консультация бухгалтера | Домашний офис | Надомная работа | Мероприятия | Организации | Доска объявлений | Отзывы | Форум | Работа | Фото | Бизнес-анекдоты new

Истории успеха


Журнал

Просмотр выпуска
Архив номеров


Стать успешным очень просто. Главное - начать!

О бензине, электричестве и чиновниках


06.08.2009

Грядет уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства

Почему во всем мире бензин дешевеет, а в России – дорожает? Почему электроэнергия на внутреннем рынке стоит дороже, чем мы ее продаем в Китай? На эти и другие вопросы читателей «МК в Нижнем Новгороде» отвечает руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев.

 

Больше заправок – меньше цена

- В США на заправках той же российской компании «Лукойл» бензин стоит дешевле, чем в России. Почему? Объяснить это высокими налогами в нашей стране проблематично. Кроме того, Штаты нефть закупают, а мы продаем. У них бензин по определению не может быть дешевле. Тем не менее, это факт. Обыватели уже называют такую ситуацию диктатом монополистов. Квалифицирует ли это ФАС России как картельный сговор?

- Да, мы квалифицируем это и как картельный сговор, и как злоупотребление доминирующим положением. В прошлом году мы оштрафовали четыре крупнейшие вертикально-интегрированные нефтяные компании – Роснефть, Лукойл, ТНК-BP. Газпромнефть - суммарно более чем на 5,3 млрд. рублей. В этом году мы вновь возбудили дела в отношении этих компаний. Кроме того, наши территориальные управления также возбуждают дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в регионах.

Что касается цен на бензин в США, то там рынок нефтепродуктов высоко конкурентный, особенно, в сфере реализации. Существуют сотни и тысячи компаний, занимающихся продажей топлива. В таких условиях договорится об изменении цен не возможно. Лукойл, работающий в США, находится в одинаковых условиях с другими участниками рынка, поэтому вынужден продавать топливо по рыночным ценам.

- У нефтяных компаний есть мощный рычаг давления на экономику и население: чуть что не так - бензиновый кризис. Какие рычаги есть у государства? В последнее время претензии и судебные иски к основным игрокам на топливном рынке участились. Это «плановые» мероприятия или тенденция?

- У нас сравнительно недавно появились серьезные инструменты борьбы с нарушителями антимонопольного законодательства, такие как «оборотный» штраф, который может достигать 15% от выручки компании за год. Без принятия Закона о защите конкуренции и поправок в Административный Кодекс, ужесточающего санкции за нарушение антимонопольного законодательства, наша работа была недостаточно эффективной. До этого санкции для монополистов были просто смешными – не больше 500 тысяч рублей. Их смело можно было списывать на издержки.

Сегодня у нас накоплен внушительный опыт по пресечению нарушений, отстаивания своей позиции в суде, разработана и отработана на практике методика доказывания нарушений. Кроме того, граждане и организации осознают, что могут обратиться за реальной помощью к нам с жалобами на монополистов. Большинство дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства возбуждается именно по жалобам граждан, предпринимателей.

 

Из чего складывается стоимость

- Объяснение повышения стоимости бензина ростом мировой стоимости нефти было опровергнуто временем: после троекратного падения цен на нефть, бензин в России не дешевел до тех пор, пока не вмешались президент, премьер и ФАС. Но и после того снижение было не столь существенно. Будет ли разработан механизм, при котором не только рост, но и падение мировых цен станет отражаться на стоимости топлива на заправках? Существуют ли у ФАС какие-либо методики, определяющие сколько должен стоить литр бензина?

- Россия является частью мировой экономики, и необходимо признать, что цены на топливо внутри страны в определенной степени зависят от мировых. Одним из самых действенных рыночных механизмов для справедливого формирования цен являются биржевые торги нефтепродуктами внутри страны. Компании-оптовики выставляли бы часть нефтепродуктов на эти площадки, розничные игроки имели бы возможность на равных условиях приобретать топливо. Кроме того, открытые торги стали бы ценовым индикатором реальной рыночной стоимости нефтепродуктов.

Требования выставлять часть своей продукции на биржу выдвинуты в обязательных для исполнения предписаниях ФАС крупнейшим нефтяным компаниям, которые были признаны нарушившими антимонопольное законодательство осенью прошлого года. Компании оспаривают положения наших предписаний, считая их необоснованными. В то же время в западных странах открытые торги и биржи давно уже стали неотъемлемым атрибутом здорового конкурентного рынка.

Что касается справедливой цены на нефть, я уже говорил, что в данном случае подразумевается рыночная стоимость за вычетом монопольной ее составляющей, т.е. неконкурентных действий компаний. В законе о защите конкуренции есть определение монопольно высокой цены товара. Некоторые участники рынка, как правило, нарушители, говорят о том, что данное определение не раскрыто в полной мере. Действительно, доказывание наличия монопольно высокой цены достаточно сложный процесс, но точно такое же понятие давно присутствует в антимонопольных законах многих развитых стран, в том числе Европы, Северной Америки, и успешно там применяется.

Мы рассчитываем, что в ближайшее время будут приняты поправки в 178 статью Уголовного Кодекса, которая вводит уголовную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. Думаю, что если кто-то из руководителей окажется в тюрьме за нарушение закона о защите конкуренции, это станет серьезным сигналом всем нарушителям, и рыночные механизмы заработают более эффективно.

- Объясните, пожалуйста, из чего складывается розничная цена одного литра бензина, например, АИ-92.

- Конечная цена бензина складывается из издержек; добыча – переработка – транспортировка - реализация. Для России пункт «транспортировка» играет важную роль. Кроме того, часть стоимости бензина составляют налоги. Доля эта довольно большая, но важно учитывать, что поступления от налогов в конечном итоге превращаются в гарантии обеспечения социальных обязательств государства. В начале года мы провели предварительные расчеты цены. Получилось, что для европейской части России справедливой была бы цена в 19 рублей за литр 95-го бензина.

- Какова ситуация на розничном рынке топлива в целом по стране, Приволжскому округу?

- В июне изменения цен на заправках региона в целом соответствовали общим тенденциям по стране. Происходило удорожание на 10 - 60 копеек, в некоторых регионах зафиксировано также повышение на 1 рубль и более, например, в Ульяновской области и Мордовии.

В первой половине месяца цена на самый востребованный 92-й бензин в среднем по регионам федерального округа колебалась в пределах 18,2 - 21 рубля за литр. Дороже всего топливо стоило в Мордовии и Башкортостане, дешевле - на заправках Орловской области.

Уровень цен на данный вид бензина по стране в целом схож, разница, как правило, составляет до 2х рублей в ту или иную сторону, за исключением удаленных регионов.

 

«Малышей» на рынок не пускают

- В сообщении ФАС«О ценах на нефтепродукты», опубликованном в марте 2009 г на официальном сайте, сказано, что «обеспечивать установление справедливых цен в условиях рыночной экономики необходимо путем развития конкуренции на внутрироссийских рынках». Что значит «справедливых»?

Насколько реально развить настоящую конкуренцию в регионах, если розничный рынок уже «поделен» между основными крупными игроками, в то время как за рубежом автозаправочный бизнес – это малые и средние предприятия. На «малышей» у нас всегда найдется масса «но», не дающих выйти на рынок – начиная от земельного участка под АЗС и заканчивая проверками и требованиями различных инстанций.

- Справедливой ценой бензина на АЗС можно назвать стоимость топлива, которая сформировалась бы в здоровых конкурентных условиях с учетом рыночных факторов. Сейчас же во многих регионах на рынке автомобильного топлива присутствуют одна или две компании, которые занимают доминирующее положение и оказывают влияние на стоимость нефтепродуктов.

Мы неоднократно говорили о том, что необходимо развитие малого бизнеса в сфере розничной торговли бензином. Для этого, как минимум, необходимо, чтобы доминирующие игроки соблюдали антимонопольное законодательство. Речь идет о таких вещах, как отсутствие дискриминации при работе оптовых компаний с розницей. Проще говоря, чтобы НПЗ продавали топливо и «своим» и «чужим» на равных условиях, принимали на переработку нефть и т.д. Сейчас мы видим, что вертикально интегрированные компании, имеющие в структуре всю цепочку от добычи до реализации, дискриминируют независимых от них продавцов на региональных рынках. В отношении таких компаний мы возбуждаем дела, штрафуем их, в последнее время суды также поддерживают наши решения.

Среди экспертов рынка бытует мнение, что санкции, которые мы применяем в отношении нарушителей, не столь ощутимы, чтобы полностью пресечь нарушения антимонопольного законодательства. Такое мнение, кстати, в частных беседах с представителями нефтяных компаний слышат и сотрудники антимонопольной службы. Я бы хотел подчеркнуть, что те миллиардные штрафы, которые были наложены на 4 нефтяные компании России осенью прошлого года, были рассчитаны с учетом неясной экономической ситуации в стране. Компании были оштрафованы по минимуму. При рассмотрении новых дел штрафы уже будут значительно выше. Кроме того, поправки к антимонопольному законодательству, так называемый, «второй антимонопольный пакет» находят поддержку в Правительстве РФ и уже приняты в первом чтении Государственной Думой. Новые санкции, предусмотренные в административном и уголовном кодексах, позволят привлекать к ответственности и самих руководителей компаний, вплоть до уголовного наказания сроком до 7 лет.

 

За российским – в Китай

- Россия по договору продает электроэнергию Китаю. И там тарифы для населения в пересчете на рубли ниже, чем в нашей стране для ее граждан. Почему?

- А в Великобритании, например, проезд на метро стоит почти 200 рублей на наши деньги, почти в 10 раз дороже, чем у нас. И за электричество люди платят намного больше. В интервью один британский эксперт удивлялся тому, как наши люди любят по утрам чистить зубы с включенными на всю мощь кранами. Для англичан это все равно что стоять и выливать в раковину «Perrier». А ведь Россия также поставляет в Великобританию свои энергоносители.

 

Главный монополист - государство

- Среди монополистов, замечают читатели, первое место занимает наше государство. Наличие обязательных инстанций и платежей, например, при приватизации квартиры, оформлении перепланировки и т. д. Чтобы оформить свидетельство на право регистрации собственности квартиры или земельного участка надо получать огромное количество справок. И за немалые деньги. На оформление каждой справки есть срок – от 5 дней до 45 дней. Если все их соблюсти, то согласовать, например, перепланировку можно не раньше, чем за 7-8 месяцев. Это ли не монополия?

- Органы власти являются основными нарушителями антимонопольного законодательства. В прошлом году 52% от общего числа дел, возбужденных ФАС России и территориальными органами, составили дела в отношении органов власти. Среди нарушений встречаются реализация неустановленных функций, взимание необоснованной платы за предоставление государственных услуг, введение ограничений в отношении создания хозсубъектов в какой-либо сфере деятельности и ряд других действий, ограничивающих конкуренцию и нарушающих права граждан. Подобные действия нами пресекаются, мы выдаем предписания и накладываем санкции. Если у гражданина возникают подозрения, что государственный орган пытается получить с него плату за непонятные «дополнительные» услуги, то с жалобой можно обратиться в ФАС.

Кроме того, мы ведем работу по упрощению процедур. В начале года, Правительство РФ приняло постановления, упрощающие присоединение к электрическим сетям для объектов малой мощности. Это очень важно для малого бизнеса. Теперь, чтобы подключить объект мощностью до 15 кВт нужно заплатить 550 рублей. Раньше стоимость подключения была выше в разы.


Обсудить новость в форуме



<<< 06.08.2009
Ассоциация региональных операторов связи против принудительного изымания судебными приставами денег с абонентских счетов пользователей

 05.08.2009 >>>
Сегодня мэр Красноярска Петр Пимашков провел антикризисное совещание на КрАЗе


Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться

Новости сайта




Среди миллиона идей найди лучшую для себя!

Новости


Опрос


Вы сейчас работаете?

 Да, работаю на основной работе
 Да, работаю на основной работе и думаю о собственном деле
 Да, работаю и параллельно веду свое дело
 Нет, не работаю
 Нет, не работаю, и хочу найти дополнительный заработок
 Нет, не работаю, хочу начать свое дело
 Нет, не работаю. Хочу найти основную работу и начать свое дело

АРХИВ ОПРОСОВ

Контакты


E-mail: welcome@hbmag.ru
347304333

Новости | Документы | Истории успеха | Поиск бизнеса. Бизнес идеи | Начало бизнеса. Стартап | Финансы | Консультация юриста | Консультация бухгалтера
Управление| Маркетинг и продажи | Персонал | Домашний офис | Надомная работа | Мероприятия | Организации | Доска объявлений | Форум | Работа

© 2007 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ЗАО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено
  Реклама на сайте

(D)