Отрасль бизнеса:
За стеклом аквариума
Семена китайского учения о гармонии Фэн-Шуй с его представлением о воде как корректирующем средстве для плохой энергии «ци» и современные веяния интерьерного дизайна попали на благодатную российскую почву. Украшать офисы и квартиры, торговые центры и рестораны экзотическими бессловесными созданиями, плещущимися в зеленоватой воде, стало модно. Оттуда и пошел аквариумный бизнес.
Крупным компаниям — лидерам в этой развивающейся индустрии — 10—12 лет, прочие много младше. Старейшим «оператором» эксперты называют «Артемиду», ей пятнадцать лет. Остальные — «Бионикс», «Морской аквариум», «Аквалого», «Аквадизайн», «Биосистемы». Частным же оформителям, производителям и разводчикам несть числа. Несмотря на то что в мировой экономике зообизнес считают не самой высокорентабельной отраслью, в нашей столице и регионах он привлекает все новых и новых игроков.
Аквариумный бум
Рынок только формируется, он не имеет развитой структуры, лоббистских объединений, собственной законодательной базы, и хотя основные ниши в столице и в некоторых миллионниках уже заняты, по словам Николая Забродова, исполнительного директора ООО «Бионикс», для новичков место найдется. География региональных представительств (Санкт-Петербург, Архангельск, Краснодар) и клиентов самой компании, образованной в 1992 году (карта испещрена «флажками»), этот факт подтверждает: что называется, от Владивостока до Бреста. Региональные аквариумисты имеют сегодня все возможности эффективной работы с конечным потребителем и развития отрасли в целом. Однако по сравнению со столицей есть и ограничения: недостаток оборотных средств сказывается на ассортименте товаров, отсутствие огромных площадей не позволяет держать на складах дорогой товар, неизбежны и проблемы со сбытом ввиду информационных «пробелов».
В регионах чаще продают продукцию китайского и российского производства, реже немецкие аквариумы и оборудование. Успех зависит от правильно выбранной стратегии — массовое производство требует качественных, но недорогих аквариумов (около 200—1 500 рублей до 100 л), больших объемов и быстрого темпа работы, расширения оптовой торговли по области. Для бизнес-класса (от 100 долларов за экземпляр) нужны более интенсивная реклама и лучшее качество, ориентация на богатую публику может привести к совершенно иному сценарию.
Чем хорошо собственное производство? Во-первых, это приносит ощутимую прибыль (скромное начало — 300 долларов чистого дохода, дальше — больше); а во-вторых, позволяет решать проблемы практически любой сложности, браться за разнообразные заказы. Немало аквадизайнеров начинают с нуля, не имея ни своих мощностей, ни склада, сотрудничают с подрядчиками.
Традиционная же схема расширения бизнеса: производство — салон — склад — оптовая торговля — дифференциация услуг. И эта схема сегодня вполне жизнеспособна. Именно так поступили студенты из Саранска. Им начало дела обошлось в 600 долларов: на закупку материалов и оборудования, изготовление первой партии и расклейку объявлений, рекламу в газете.
Чтобы полноценно выйти на рынок в регионе в качестве оператора, оказывающего комплекс услуг, в том числе производство собственных аквариумов и дистрибуция или дилерство зарубежных марок, понадобятся гораздо большие вложения: 150—300 тысяч долларов.
Другой сценарий — когда производству предшествует салон: так, московский аквариумный салон BiоDesign образовался в 1992 году. Все начиналось, как обычно, — небольшой магазинчик, обставленный несколькими аквариумами с золотыми рыбками, клетка с попугаем. Сегодня у него около 3 500 наименований продукции и обширная клиентура. Многие фирмы выбирают нишевую специализацию: только производство аквариумов, только аквадизайн, только обслуживание или обеспечение «начинки». Значительный сегмент занимают так называемые производители услуг — те, кто оформляют уже готовые аквариумы. Все начинается с подставки и светильника, а также основного оборудования, необходимого для нормальной жизнедеятельности рыбок, — терморегуляторов, фильтры, помп и прочего, что порой обходится вдвое дороже самой «банки» («банка», на профессиональном жаргоне, — один голый аквариум). А далее — по списку: грунт, растения, большей частью искусственные, и т.п.
На пути развивающейся компании масса сложностей и административных барьеров: законодательная база несовершенна. Рыбы, к примеру, приравнены к другим домашним животным. Нет единых правил в отношении лицензирования видов деятельности, не отработана система регистрации и сертификации продукции, бюрократические препоны прямо влияют на высокие риски и стоимость качественных импортных товаров.
Несмотря на то что рынок очень молодой, уже сегодня его можно разделить на сегменты: масс-маркет (простые модели аквариумов стоимостью от 30 до 200 долларов), средний, или аквариумы бизнес-класса (модели могут дорогими, от 200 до 2 000 долларов, но «стандартными»), и высший сегмент — эксклюзивы, сделанные на заказ, когда форма и точные размеры аквариума обозначаются самим заказчиком (их стоимость чаще зависит от бюджета, заложенного клиентом на «живой уголок»). Рассказывает сотрудник салона «Биодизайн»: «Приходит, к примеру, звезда и говорит: «Хочу, чтобы все было красиво и сегодня вечером».
До кризиса отличный товарооборот имел масс-маркет, дешевые модели уходили на ура, немало было и эксклюзивных проектов, средний сегмент как таковой практически отсутствовал. К 2003 году ситуация начинает выравниваться. Однако и сегодня этот интересный рынок (который эксперты и рынком не хотят называть, мотивируя тем, что индустрия находится в зачаточном состоянии) до сих пор отличается элементами стихийности и ненасыщенностью.
На суше и на море
Особняком стоят производство, установка и обслуживание морских аквариумов. «Как в автомобилестроении есть Mercedes, так в этом бизнесе выделяется морская аквариумистика», — уверен Николай Забродов.
Морской аквариум — направление особое. Если избрать его в качестве основного занятия, то на получение навыков придется потратить немало времени, а возможно, и денег. Ведь морская аквариумистика требует применения существенно более мощного, сложного и дорогого оборудования, иных расходных материалов, чем пресноводная. К тому же цены на морскую живность и флору разительно отличаются. Зато и рентабельность, и бюджет заказов намного выше.
Популярность морских аквариумов стремительно растет, специалисты связывают это с многочисленными поездками к морю и знакомством с тропической живностью. Возвращаясь, состоятельные клиенты желают заиметь кусочек моря у себя. В России таких «кусочков» пока не много. А среди профессионалов «морской аквариум» признан высшим пилотажем. Такие компании, как «Аквалого», не только оформляют «морские уголки», но и делятся опытом, за соответствующее вознаграждение. Ближайший ликбез состоится в столице весной. «Морская аквариумистика для профессионалов» — первый и второй трехдневные обучающие семинары. За подробностями — ныряйте в Интернет. Вообще, об обучении специалистов следует сказать отдельно: вариантов повысить квалификацию достаточно много, если вы, конечно, не собираетесь пополнить ряды дилетантов, портящих дорогое оборудование и не менее дорогие персидские ковры и полы с подогревом в офисах клиентов. Посетите, например, О.М.А.Р. (Общество морских аквариумов России). К тому же немало крупных компаний оказывают консультационные услуги дилерам.
Получив необходимые навыки, вы сможете оборудовать морские аквариумы с рыбой, рифовые аквариумы, а также специализированные торговые морские системы для ресторанов и магазинов (так называемая промышленная аквариумистика — тоже вариант для развития бизнеса).
Кто заказывает музыку
Основные клиенты — богатая и не очень состоятельная публика, офисы крупных представительств, рестораны, клубы, торговые центры. Аквариумы нередко просто ставят на тумбу в угол, в центр комнаты или офиса, пользуются популярностью различные «интерьерные» решения: аквариум, встроенный в шкаф, аквариум-ресепшен, аквариум — в столе под компьютером, аквариум-стена или перегородка. Несмотря на многообразие видов выделяют пресноводную и морскую аквариумистику; в пресноводных — свои подвиды. Голландский аквариум выглядит, как подводный сад: обилие водорослей и немного рыб (харациновые); амазонский — средний или крупный, растений, напротив, минимум, зато рыбы побольше — барбусы, цихлиды, декорируется корягами, керамическими замками и т.д. Третий вариант — «псевдоморе»: голубая вода, «кораллы» и синий фон, яркие тропические рыбы, необычная подсветка; авангардный (голубая вода, желтый грунт, такие же яркие рыбки) и акватеррариум, где обитают не только рыбы, но и хамелеоны, лягушки, саламандры. Часть пространства такого обиталища заполнена водой, а часть является сушей, засаженной декоративными растениями.
«Рабочие руки» опытного склейщика стоят дорого — понятно, что качество напрямую зависит от умения и многолетней практики. Получают склейщики около 200—300 долларов в месяц, обычный штат небольшой компании, изготавливающей аквариумы на заказ, — 2—4 человека. Сколько стандартных аквариумов может изготовить мастер в месяц? Примерно 60—100 средних, отдельные заказы требуют недель кропотливого труда. Самое главное — обеспечивать исполнителей материалами, закупая их по оптовым ценам, инструментами (стеклорезами) и клеем. От самих работников требуется умение по возможности «автоматизировать» процесс. При этом 100-литровый аквариум может стоит от 500 до 1 000 рублей.
«Для собственной производственной базы нужна площадь», — уверен исполнительный директор ООО «Бионикс». Где-то аквариумы нужно клеить, далее их необходимо сушить и проверять на герметичность. Время подготовки «банки» зависит от литража, толщины стекла (чем толще, тем дольше сохнет) и навыков склейщика. На современных производствах в основном отказались от каркасных аквариумов (железные уголки больше не используют), перешли на бескаркасную технологию.
Чаще всего компании предпочитают брать активную молодежь, желающую и умеющую работать не только головой, и обучают азам аквариумного производства. По словам участников, в этой индустрии все держится на энтузиастах, которые так или иначе интересуются зообизнесом. Впрочем, в качестве консультантов, работающих в салоне или по индивидуальным заказам, нередко приглашают выпускников Сельхозакадемии им. Тимирязева (факультета «Аквакультура») и ВНИИ рыбного хозяйства.
Екатерина Чинарова
Обсудить идею в форуме Зарегистрированные пользователи могут выставить оценку для этой идеи
Посмотреть текущий Рейтинг идей по оценкам наших пользователей.
|