Тематика: Финансы
Для предпринимателя аудитор не просто эксперт, который исследует финансовую отчетность, но и своего рода домашний врач. Что необходимо знать руководителю предприятия, решившемуся на «обследование»? И как выбрать подходящего «лекаря»?
Добровольная профилактика
B недавнем прошлом аудит был скорее навязанной, чем добровольной процедурой. В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» обозначено 38 условий, при которых компании обязаны ежегодно проводить аудит. Таким образом, для целого ряда предприятий «заказчиком» проверок выступало само государство.
В сущности, это правило до сих пор остается в силе, однако все чаще аудит инициируется уже самими предпринимателями. Как правило, компания обращается к аудиторам для подготовки к налоговой проверке или если хочет получить независимую оценку результатов своей финансовой деятельности. Популяризации необязательного аудита способствует и сотрудничество отечественных, особенно столичных, предпринимателей с западными компаниями, для которых аудит – неотъемлемая часть ведения бизнеса.
– Мы инициировали аудиторскую проверку год назад, специально перед приходом налоговиков, поскольку хотели подстраховаться, – рассказывает Марк Гойхман, финансовый директор компании «Автодина». – Дело в том, что мы сменили главного бухгалтера, а отчитываться предстояло за те периоды, когда этот специалист еще у нас не работал. В результате налоговая проверка прошла «без сучка и задоринки».
– Когда компания растет и вы уже не можете контролировать все процессы самостоятельно, приходится доверять управление другим людям. Проверить финансовую чистоплотность наемных управляющих можно с помощью аудита, – говорит Евгений Крюков, генеральный директор фирмы «Комтэк». – А когда в бизнесе появляются партнеры, нередко требуется третье – независимое – мнение по поводу бухгалтерской отчетности. И это задачу тоже позволяют решить аудиторы.
– Аудиторский отчет для акционеров компании – это своеобразная гарантия уверенности в том, что менеджмент грамотно ведет бизнес, – подчеркивает Наталья Шарафутдинова, главный бухгалтер страховой компании «РОСНО».
Следует отметить, что большинство клиентов сегодня уже не устраивает сухой финансовый вердикт. В 2003 году объем специализированных услуг, оказанных российскими консалтинговыми компаниями, вырос на 53%, в то время как спрос на аудит как таковой увеличился лишь на 34%. Поэтому сегодня аудиторы все чаще не только ставят диагноз, но и дают конкретные рекомендации предприятиям по улучшению показателей и приведению в порядок отчетности.
Подрядчик нужного масштаба
Для грамотного выбора аудитора руководителю компании следует четко определиться с целями предстоящего исследования. Порою фирмам требуется лишь печать на годовом отчете, который представляется в налоговую службу или в банк для получения кредита. Вне зависимости от статуса аудитора, в Москве подобное заключение будет стоить от $500. В то же время, если компания планирует использовать результаты аудита для усовершенствования своей финансовой и юридической службы, к проблеме выбора следует подойти более тщательно.
Самое дорогое, что есть у аудитора, – это его репутация. Поэтому сначала можно поинтересоваться у своих партнеров по бизнесу или друзей, уже сталкивавшихся с аудиторами, результатами их работы. Если это сотрудничество было успешным и они могут вам порекомендовать какую-то фирму, то это будет главным (но не единственным) доводом для выбора. А самый надежный способ – обратиться за рекомендацией в одно из профессиональных аудиторских объединений.
Наиболее известными из таких объединений считаются Российская коллегия аудиторов, Национальная федерация консультантов и аудиторов, Аудиторская палата России, Институт профессиональных аудиторов, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество».
– Об авторитете и значимости аудиторской компании свидетельствует степень ее публичности. Это можно выяснить, просмотрев деловую и профессиональную периодику, – советует Нина Потникова, главный бухгалтер компании «Ксерокс (Евразия)». – Можно также попросить аудитора предоставить список своих клиентов.
Кстати, отсутствие в послужном списке аудиторской компании постоянных клиентов вовсе не говорит о ее низком профессиональном уровне. Регулярная смена аудитора – обычная практика на этом рынке. Она, как правило, применяется с приходом на предприятие нового собственника или менеджмента, а также когда у предпринимателя возникает потребность в свежем взгляде на свой бизнес.
Борьба лучших
Если в поле вашего зрения попало сразу несколько аудиторов, можно провести между ними тендер. Этим инструментом могут воспользоваться как крупные, так и средние или малые фирмы. К примеру, страховая компания «РОСНО» за десять лет своего существования проводила уже два тендера среди аудиторских фирм.
– Прежде чем принять к рассмотрению тендерные заявки, мы проводим предварительное исследование рынка, выбираем пять-десять аудиторских компаний и тщательно их проверяем. Ведь коммерческий шпионаж сегодня очень развит. А аудитор, имеющий доступ ко всем документам, абсолютно спокойно может торговать этой информацией на рынке, – рассказывает Наталья Шарафутдинова, главный бухгалтер «РОСНО». – Таким образом мы узнаем, кем учреждена аудиторская компания, кто ее акционеры, сколько лет они работают на этом рынке, нет ли у них уголовного прошлого.
Для проведения тендера необходимо подготовить текст обращения к потенциальным подрядчикам, в котором перечислены основные критерии отбора. Важнейший из них – специализация аудиторской фирмы или наличие в ее штате специалистов, имеющих опыт работы с другими компаниями вашей отрасли. Они должны хорошо знать не только бухгалтерский учет и законодательство, но и технологический процесс фирм, работающих в вашей отрасли.
– Мы обязательно интересуемся уровнем подготовки специалистов аудиторской компании, – продолжает Наталья Шарафутдинова. – Его может подтвердить наличие лицензий и квалификационных аттестатов, причем не общего профиля, а специализированных, например, в банковской сфере, страховой, биржевой, инвестиционной.
Еще одним весомым аргументом в пользу выбора того или иного аудитора является его возможность предоставить сразу комплекс услуг – не только в сфере финансового или налогового учета, но и в области права, оценки имущества, информационных технологий и т. п. Такой комплексный подход в итоге снижает затраты заказчика.
Следует также непременно выяснить, на какой бизнес ориентирован данный аудитор: крупный, средний или малый. Для проверки крупных фирм, где работает несколько сотен бухгалтеров, и малых предприятий нужны различные подходы и ресурсы.
И, конечно, важен стаж работы компании.
– Солидная фирма – та, которая работает в этой области более трех лет, – замечает Нина Потникова из «Ксерокс (Евразия)».
– Наконец, стоит поинтересоваться финансовым положением аудитора, размером его выручки за последние несколько лет. Если вам откажут, значит, либо эта фирма теряет клиентов, либо ее покидают специалисты, – рекомендует Марк Гойхман из компании «Автодина».
После рассылки обращения претендентам остается лишь получить их коммерческие предложения, проанализировать и выбрать лучшее.
Часто на последнем этапе тендера остаются две равнозначные по всем параметрам компании, которые удовлетворяют всем критериям, но расходятся в ценах. Некоторые, чтобы привлечь клиента, начинают демпинговать.
– Однажды мы столкнулись с подобной ситуацией. Одна из аудиторских фирм вдруг предложила цену на 30% меньше, чем ее конкуренты, – вспоминает Наталья Шарафутдинова. – Это нас насторожило. Если компания так сильно демпингует, то наверняка выполнит свою работу с меньшим качеством либо затратит на нее больше времени. Взвесив все эти нюансы, мы выбрали компанию, услуги которой стоили дороже.
Цена и глубина
Как формируется стоимость проекта? Безусловно, ни один профессиональный аудитор не сможет назвать свою цену после одного-двух вопросов по телефону. Определить трудоемкость аудиторской проверки по объему выручки или количеству платежек, которые выходят из недр предприятия, тоже невозможно. При одном и том же количестве операций у разных компаний уровень проблем может существенно различаться. Поэтому аудитор должен лично проанализировать наиболее значимые участки учета и документы, и только затем он сможет определиться с ценой.
Оплата за аудиторские услуги – либо почасовая, либо разовая (когда стоимость определяется сразу за весь объем работы). Почасовой вариант выгоден, когда вы пригласили проверенную фирму. Иначе может случиться, что за решение 20-минутного вопроса она предъявит счет, как за два часа. Поэтому если вы впервые работаете с аудитором, то лучше сразу оговорить объем его работы и сумму вознаграждения.
В среднем по рынку ставки аудиторских услуг очень зависят от величины компаний. В небольших московских фирмах один час консультации стоит $5-20, в средних – от $50 до $150. Лидеры рынка, Pricewaterhouse Coopers, Deloitte & Touche, KPMG, Ernst & Young, предлагают свои услуги за $100-600 в час. Приведенные цифры очень условны и могут варьироваться в зависимости от объема и состояния документации, квалификации бухгалтера, сложности и многообразия деятельности клиента, наличия осложнений с контролирующими органами и т. д.
Даже если вы ограничены в средствах, не стоит спешить выбирать компанию, где день работы специалиста стоит дешевле. Специалисты высокого класса проведут проверку гораздо быстрее, за счет чего стоимость услуги может оказаться даже меньше.
Кстати, некоторые компании первую консультацию проводят бесплатно, то есть заказчик не оплачивает время, в течение которого аудитор знакомится с его делами. А результаты бесплатной консультации вполне пригодны для того, чтобы составить точное представление об уровне квалификации аудиторской фирмы.
– Год назад мы искали аудиторскую компанию и остановили свой выбор именно на той, которая предложила бесплатную консультацию, – рассказывает Марк Гойхман из компании «Автодина». – После того как мы получили толковые и обстоятельные ответы на наши вопросы, мы сразу заключили договор на капитальный аудит.
Важные детали
Для того чтобы проверка была действительно эффективной, заказчику и аудитору важно договориться обо всех нюансах совместной работы. Первым делом следует четко обозначить ответственность аудитора за свое заключение. Если в дальнейшем в ходе налоговой проверки в отчетности компании будет выявлено нарушение, аудитор будет обязан выплатить ей компенсацию, которая, как правило, равняется стоимости контракта. Если ответственность аудитора перед третьими лицами застрахована, размер компенсации может соответствовать страховой сумме.
– Аудиторы редко заостряют внимание на этом пункте договора и, как правило, игнорируют его, что характеризует их не лучшим образом. Готовность взять на себя обязательство отвечать по своим заключениям в первую очередь свидетельствует о высоком уровне оказываемых услуг, – замечает Наталья Шарафутдинова.
Степень проработки аудиторского заключения – второй важный нюанс, который также непременно следует учесть в договоре. В большинстве случаев специалист составляет отчет о проделанной работе, включая в него лишь список обнаруженных нарушений. Но идеальный вариант – когда вам не только укажут на ошибки, но и объяснят, как их можно исправить, то есть распишут конкретные исправительные проводки, сделают перерасчеты налоговых платежей, откорректируют тексты договоров и пр. Однако если в одних фирмах это обязательная услуга, входящая в стоимость аудита, то в других за нее придется заплатить дополнительно.
Перед началом аудиторской проверки стоит вспомнить еще одно правило: аудитор не придирчивый ревизор, а ваш помощник. Его главная задача – помочь компании решить ее проблемы. Однако сами аудиторы об этом часто забывают.
– При первой встрече аудиторы, как правило, очень мило с вами беседуют, поскольку хотят заполучить контракт, – делится Наталья Шарафутдинова. – А когда в компанию приходит работать бригада, то подчас начинает вести себя некорректно и изматывает сотрудников даже сильнее, чем налоговые инспекторы. Если такое происходит, то нужно без стеснения обратиться к руководству аудиторской фирмы и попросить, чтобы прислали других людей.
– Нужно быть также готовыми к тому, что в спорных моментах аудитор будет занимать крайне осторожную и консервативную позицию, несмотря на то что по закону все противоречия и неясности актов законодательства должны трактоваться в пользу налогоплательщика, – предупреждает Евгений Крюков из фирмы «Комтэк». – Аудиторы дорожат своей лицензией и, как правило, всегда осторожничают. Поэтому не бойтесь спорить с ними, отстаивая собственные интересы!
Обсудить публикацию в форуме Зарегистрированные пользователи могут выставить оценку для этой публикации
Посмотреть текущий Рейтинг публикаций по оценкам наших пользователей.
Другие публикации по тематике «Финансы»:
Всего публикаций: 112 | Показаны [106-110]
Андрей Бурдинский, iFin: "Кризис создает дополнительные возможности по переделу рынков"
В поисках новых клиентов банки обратились к мобильному банкингу
НАУЭТ просит государство не мешать
Плюсы и минусы интернет-банкинга
Тестируем "Яндекс.Деньги" с кодом протекции
Страницы: «« « 15 16 17 18 19 20 21 22 23 » »»
|