Тематика: Начало бизнеса. Стартап
На днях наткнулся в иностранном блоге на формулу, позволяющую оценить коммерческую перспективность стартапа. Да простят меня те, кому это слово набило оскомину, в двух словах объясню непосвященным. Стартап в современном понимании – это, грубо говоря, молодой бизнес, замешанный на информационных технологиях. В наше время – один из самых доступных способов превратить идею в деньги.
Молодым и амбициозным людям не дают покоя истории успеха youtube.com и прочих. Казалось бы – придумай сервис, который осчастливит человечество, создай сайт, развивай его в ожидании солидного инвестора и дело в шляпе. На волне общемирового энтузиазма, связанного с социальными сетями каждый зарегистрированный пользователь – это лепта в копилку общей стоимости проекта. Но как заранее определить потенциал успеха?
Венчурный капиталист Дэвид Слайвер в книге «Умные стартапы» предлагает такую вот арифметическую конструкцию:
Перспективность = Решаемая проблема х Элегантность решения х Опыт управления
Каждая из составляющих может быть оценена в баллах (максимальное значение – 3,0). Чем больше произведение – тем выше шансы на успех. Если результат ниже 5, то идея, скорее всего, обречена на провал. Лучше, конечно, если баллы будет выставлять не сам владелец, а разбирающиеся в вопросе эксперты со стороны.
Собственники, на мой взгляд, вообще редко способны адекватно оценивать стоимость своих владений, а уж если дело касается неосязаемых активов – тут склонность к завышению приобретает невиданный размах. Если в прежние годы это касалось в основном изобретений, авторы которых рисовали в своем воображении кучу нолей, то сейчас на их место пришли создатели стартапов. Что нам говорят три классических подхода к оценке?
Затратный подход. Как следует из названия – совокупность прямых и косвенных издержек на создание актива. Если все делается по уму, то здесь и затраты на офис, мебель, технику, и собственно на создание продукта (гонорар сторонних разработчиков или зарплата своих собственных штатных) плюс фактические затраты на рекламу и раскрутку. Вероятно, здесь стоит применять какие-то коэффициенты, как при расчете стоимости товарных знаков или изобретений, но область настолько новая, что конкретных методик я еще просто не встречал.
Сравнительный подход. Наверняка уже кто-то где-то продавал нечто подобное. Иными словами – нужны какие-то соразмерные аналоги, по которым прошли сделки (именно сделки, потому что стоимость предложения в этой сфере может превышать самые смелые предположения). За единицу сравнения часто берут количество зарегистрированных пользователей. Хотя, на мой взгляд, это довольно абстрактное понятие – куда полезнее узнать размер активной аудитории и её структуру.
Доходный подход. Очевидно, ключевой вопрос – будет ли проект приносить ожидаемую прибыль, которую в свою очередь надо пересчитать из стоимости будущей в текущую? Большинство сайтов зарабатывают на рекламе или дополнительных услугах, при этом риск, что ожидания не оправдаются, на мой взгляд, значительно выше, чем в сферах реального бизнеса. Слишком велика роль конкурентов и таких понятий как лояльность аудитории, порой даже смена идеолога ресурса способна негативно повлиять на показатели доходности.
Краткое резюме: при определении реальной рыночной стоимости стартапа, я бы в первую очередь старался оценить его перспективность и способность предсказуемо приносить доход на вложенный капитал, при этом очень критично подходя к прогнозируемым показателям и принимая во внимание ретроспективу (очевидно, у совсем молодого проекта перспективы значительно туманнее, чем у доказавшего состоятельность стабильно работающего). А вот слухи о продажах за баснословные суммы подобных проектов я бы «делил на два» хотя бы из-за того, что существует некоторых ажиотаж, провоцирующий инвесторов на необоснованную переплату. Стоимость же затрат на создание можно использовать скорее как некий индикатор качества готового продукта – ведь стоящие вещи из воздуха сами собой не появляются.
Обсудить публикацию в форуме Зарегистрированные пользователи могут выставить оценку для этой публикации
Посмотреть текущий Рейтинг публикаций по оценкам наших пользователей.
Другие публикации по тематике «Начало бизнеса. Стартап»:
Всего публикаций: 69 | Показаны [46-50]
Microsoft определила 24 российских стартапа Они которые получат инвестиции от фонда Бортника в рамках программы «Майкрософт-Бизнес-Старт».
Стартап Trapster предложил использовать Google Maps и другие подобные сервисы для определения координат дорожных видеокамер Стартап Trapster придумал новое применение Google Maps и другим подобным сервисам. Он предлагает использовать их как «антирадар» против дорожных инспекторов.
Фонд Russian Media Ventures создает компанию Inventure для инвестирования стартапов Фонд Russian Media Ventures (RMV), созданный акционерами Video International, зарегистрировал «интернет-инкубатор» Inventure, который займется инвестированием в проекты на ранней стадии (стартапы). Inventure готов вложить «десятки миллионов долларов» и планирует выйти на окупаемость в 2011 году.
4 кармана для Вашего стартапа… Наткнулся на одну умную статью в которой автор рассуждает о том, как должны накапливаться и расходоваться деньги у предприятий.
Энтузиазм сотрудников при запуске нового бизнеса — палка о двух концах. Что будет, когда эйфория команды пройдет?
Страницы: «« « 6 7 8 9 10 11 12 13 14 » »»
|