Выступление депутата от фракции КПРФ Б.С. Кашина на пленарном заседании Государственной Думы 24 декабря 2008 года по проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 275-2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"
Кашин Борис Сергеевич
|
Уважаемые депутаты!
В конце декабря - время подведения итогов.
Вернувшись на днях из командировки в Австралию, я узнал, что Комитет по финансовому рынку. в котором работаю, награжден премией журнала "Итоги" "за оперативное продвижение законодательных инициатив по стабилизации банковской сферы". Очевидно, что перед Комитетом по финансовому рынку в этом году стояли очень ответственные задачи. Рассмотрено много законопроектов, шли оживленные дискуссии, но, к сожалению, предварительные итоги законотворческой работы Думы в финансовой сфере в 2008 году, которые уже сейчас можно подвести, плачевны. Думой и не только с подачи Комитета по финансовому рынку принято несколько опасных для нашей экономики решений, в основе которых лежат идеи, повсеместно обанкротившиеся в ходе текущего глобального финансового кризиса. Одна из таких идей - "фетишизация" рынка ценных бумаг. Вынужден процитировать Владимира Путина, который на своей заключительной пресс-конференции в должности Президента РФ в феврале этого года сказал: "Таких результатов по росту бумаг, по росту российских активов добивались только отдельные страны за последние лет двадцать, это, прежде всего, азиатские страны: Тайвань, Малайзия, Сингапур отчасти Таиланд и Китай. В этот же ряд уверенно встает и Россия, и это самое большое наше достижение". И, следуя этой логике, Государственная Дума в этом году сделала немало, чтобы экономика страны оказалась зависимой от биржевых спекулянтов, в первую очередь зарубежных. В этом же русле лежит и рассматриваемый законопроект, хотя надо сразу отметить, что масштабы его воздействия на экономику достаточно ограничены. Оценивая ситуацию в целом, хочу сказать, что можно и дальше, раздавая друг другу премии, находиться в состоянии эйфории от итогов собственной деятельности, но сейчас не февраль, а декабрь, и действительность скоро заставит посмотреть на решения российской власти совсем по-другому.
Я не случайно вспомнил про Австралию. Там тоже финансовый кризис. Там пенсионные накопления многих граждан упали в два раза, что ставит под вопрос их будущее. Они по собственной глупости 20 лет назад перешли на накопительную пенсионную систему, о чем сейчас жалеют, сохранив фактически бесплатную медицину, чему сейчас весьма рады. Но в Австралии 92-й бензин стоит 16 рублей за литр в пересчете по рыночному курсу, хотя Австралия нефть не добывает, а у нас - 21 рубль. Малый, средний бизнес и аграрный сектор там чувствуют реальную поддержку государства, а у нас… Госдумой, с подачи Комитета по финансовому рынку, в декабре в первом чтении был принят законопроект, - поправки к закону "Об ОСАГО", который добавляет к драконовским ценам на бензин еще и серьезное снижение страхового возмещения ущерба в случае аварии, причем для наименее обеспеченных слоев населения. Не исключаю, что для обоснования этого решения, аргументы придется высказывать ОМОНу, как это делается сейчас на Дальнем Востоке в связи с другой проблемой автомобилистов.
Дума, следуя все той же идее поставить в центр развития экономики фондовый рынок, вместе с Правительством несет ответственность за разворачивание накопительной пенсионной системы, которая, как мы говорили с самого начала, а сейчас это уже, надеюсь, ясно все большему числу депутатов и граждан, является финансовой пирамидой с государственным участием.
Дума дала добро на направление бюджетных средств для поддержки фондового рынка. Было бы очень трогательно слышать сегодня утром выступление представителя Министерства финансов Татьяны Геннадьевны Нестеренко с "заботой" о бюджете и о необходимости неукоснительно соблюдать Бюджетный кодекс, если бы мы не помнили ее же обоснование целесообразности фактической бюджетной поддержки биржевых спекулянтов.
Сегодня уже звучали запоздалые признания наших ошибок в законодательном регулировании использования государственных финансовых резервов, часть которых оказалась на валютных счетах российских банков, что в случае если они вернутся в рубль - принесет им значительную и несправедливую прибыль. С этой точки зрения не удивительно, что коммерческие банки вместе с журналом "Итоги" дали высокую оценку деятельности нашего Комитета по финансовому рынку.
Мы открыли "зеленый свет" направлению средств госкорпораций на биржу.
И перечень наших "достижений" можно было бы продолжать. Надеюсь, что парламентское большинство и Дума в целом найдет в себе силы дать объективную оценку принятым нами решениям. Возвращаясь к рассматриваемому законопроекту, хочу сказать, что он, являясь в значительной степени техническим, все же усиливает зависимость реального сектора экономики от биржевых структур. В соответствии со статьей 13 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", биржа утверждает процедуру допуска ценных бумаг к торгам или их исключения из списка торгуемых ценных бумаг. В законопроекте предлагается дать право владельцам биржевых облигации требовать их досрочного погашения, если биржа по каким-либо причинам исключила их из списка торгуемых ценных бумаг. Тем самым платежеспособность предприятия реального сектора может оказаться в зависимости от весьма субъективного решения биржи.
Фракция КПРФ не будет поддерживать рассматриваемый законопроект. И, завершая свое выступление, хочу сказать, что хотя многие до сих пор не воспринимают идею необходимости кардинального изменения экономической политики, без этого добиться стабилизации российской финансовой системы не удастся.