07.11.2008
Факторинговый бизнес в России развивается темпами, превышающими динамику всех других финансовых услуг, ежегодно он увеличивается в два раза. По оценкам экспертов, уже к концу 2009 года его объем вырастет до $70-75 млрд. Однако пока что факторинг нельзя назвать сильно распространенной услугой: около половины отечественных предпринимателей вообще ничего о нем не знают, а пользуется этим видом финансирования и того меньше - чуть более 10% российских компаний.
Факторинг в России "родился" достаточно давно - еще в 1989 году Госбанк СССР опубликовал официальное письмо о порядке проведения операций, в ходе которых поставщик передавал банку право получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги. А в 1992 году факторинг получил официальный статус банковской сделки, его внесли в федеральный закон "О банках и банковской деятельности". Однако до начала XXI века подобных услуг на отечественном рынке не было.
Пять лет - не срок
За последние четыре года российский рынок факторинга увеличился в семь раз, а объем уступленных денежных требований в стране составляет более $20 млрд. "Российский рынок факторинга больше рынков Восточной Европы как по объему, так и по доле в ВВП. Доля факторинговых сделок в ВВП России в 2006 году составила 1,1% (в 2004 г. - 0,5%, 2005 г. - 0,9%), - приводит цифры Елена Чулкова, начальник отдела факторинга Первого республиканского банка. - Каждый год отечественный рынок факторинга вырастает более чем в два раза. Доля факторинговых сделок в ВВП России в 2007 году увеличилась на 0,5% - до 1,6%, а по прогнозам многих специалистов, за период с 2008 по 2010 год ожидается последующий рост. К 2010 году объем российского рынка факторинга может составить 3% от ВВП".
Несмотря на хороший рост, факторинг в сегодняшнем понимании начал формироваться в России всего пять лет назад, а по-настоящему масштабно эта услуга развивается еще меньше - примерно три года. Поэтому российские компании пока так мало знают о факторинге. Согласно статистике, в 2007 году всего 47% отечественных предпринимателей знали о том, что такое факторинг, а пользовалось им всего 11% российских компаний. Но бизнес активно растет практически во всех направлениях. "Соответственно, стремительно увеличивается как число компаний малого и среднего бизнеса - основных потребителей факторинговых услуг, так и, собственно, востребованность факторинга среди российских предприятий. В стране на сегодняшний день за малым исключением созданы все условия для успешной практики факторинга, и дальнейший рост индустрии целиком и полностью зависит от активности непосредственных участников факторингового рынка", - полагает Наталья Суркова, начальник отдела кредитования корпоративных клиентов Росавтобанка.
Правовая неопределенность
Несмотря на высокую потребность малых и средних компаний в финансировании, существует ряд причин, снижающих популярность факторинга. В их числе эксперты называют разные факторы. Это относительно низкая финансовая грамотность руководителей компаний малого и среднего бизнеса, отличие расчетной ставки факторинговых услуг от фактической, отсутствие доверия к цифрам, озвучиваемым факторами. А также небольшие объемы уступаемой дебиторской задолженности, ограниченный круг покупателей, непрозрачность бизнеса, недостаточность кредитной истории и высокие управленческие риски.
Одним из существенных барьеров на пути развития факторинга в России являются законодательные препоны. Значительная помеха - ограничение круга лиц, которые могут предоставлять полный комплекс услуг факторинга, включая финансирование. Законом определены лишь банки и компании, имеющие лицензии на проведение операций по финансированию под уступку денежных требований. Вот только механизм получения лицензии отсутствует. Действующая норма Гражданского кодекса делает невозможным процесс рефинансирования активов компаний путем их секьюритизации, так как в этом случае в качестве финансового агента, как правило, выступает специализированная компания, созданная исключительно с целью привлечения финансирования путем секьюритизации активов и не являющаяся кредитной организацией. "Для устранения данной правовой коллизии был разработан проект закона, направленный на отмену лицензирования факторинга, который прошел только первое чтение в Государственной думе, однако он до сих пор не принят", - напоминает Владимир Колодяжный. Участники рынка постоянно заявляют о необходимости внесения изменений в нормативные акты, которые могли бы способствовать еще более динамичному развитию факторинга, отмечает директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов. Однако воз и ныне там.
Учись, директор!
По-прежнему большую роль играет плохая информированность бизнеса. "Российские компании пока мало информированы о факторинге. Несмотря на частое освещение данной услуги в СМИ, в целом по стране сохраняется довольно низкий уровень информированности российского бизнес-сообщества о продукте, - считает Владимир Колодяжный, начальник управления факторинговых операций НОМОС-банка. - Особенно ярко это выражено в регионах. Клиенты зачастую не понимают, какие возможности перед ними открывает факторинг, воспринимая его исключительно как форму кредитования". Действительно, многими российскими предприятиями факторинг все еще воспринимается как дополнительный вид кредитования, особенно если в качестве финансового агента выступает банк. "Надеюсь, что в будущем факторинг и кредит будут все меньше сравнивать, и они будут не конкурировать между собой, а дополнять друг друга", - заявляет начальник управления факторинговых операций МДМ-Банка Сергей Подкорытов.
Однако пока при выборе финансового инструмента пополнения оборотных средств многие предприниматели выбирают просто кредит под более низкую ставку, забывая, что факторинг - комплексная услуга, которая включает в себя финансирование, страхование, управление дебиторской задолженностью и много чего еще. "Преимуществом факторинга по сравнению с кредитом является отсутствие традиционного залогового обеспечения или поручительства, а также дополнительных расходов на оформление залогового обеспечения (оценка, страховка, регистрация) и необходимости поддержания оборотов по расчетному счету, - перечисляет достоинства услуги Виктор Носов. - Договор факторингового обслуживания заключается на неопределенный срок, а кредит выдается на определенный период (обычно до года). Для погашения кредита поставщик, как правило, мобилизует все свои оборотные активы, в то время как при факторинге финансирование погашается из платежа дебитора. При факторинге размер финансирования увеличивается с ростом объемов продаж".
Помимо плюсов есть и минусы. Один из отрицательных моментов в использовании факторинга - организационные проблемы, связанные с усложнением документооборота, следствием чего является снижение со стороны клиента оперативности управления своим предприятием. Кроме того, среди недостатков стоит выделить относительную дороговизну услуги по сравнению с традиционным кредитованием. "Однако, если сопоставить данные о стоимости предоставления услуг кредитования и факторинга с 2001 по 2008 год, становится очевидным, что разница в цене услуг постепенно сокращается", - добавляет Елена Чулкова. По ее мнению, изменение в сторону увеличения тарификации может произойти вследствие дефицита денежных средств и увеличения их стоимости, в результате фактор может приостановить финансирование определенных поставок, отказаться от неэффективных клиентов и ввести ограничения на минимальный месячный оборот дебитора.
"Факторинг обходится дороже кредита, но для торговой компании цена не всегда является ключевым критерием при выборе финансового инструмента. Да, при росте стоимости денежных ресурсов на рынке стоимость факторинга вырастет, но лишь в части стоимости денежных ресурсов. А так как комиссия по факторингу состоит не только из стоимости финансирования, то доля увеличения стоимости факторинга будет гораздо ниже доли увеличения стоимости кредитов", - добавляет Сергей Красовский, начальник управления факторинга Московского кредитного банка.
Удвоению быть
Некоторое время назад стоимость факторинговой комиссии в несколько раз превышала величину процентов по кредиту, что тоже не способствовало популярности услуги у предпринимателей. В результате факторингом в большинстве своем пользовались лишь те предприятия, доступ которых к банковским кредитам был сильно ограничен. "Сейчас величина комиссии по факторингу (с регрессом) немногим больше процентов по кредиту (с учетом всех комиссий банка при кредитовании и расходов компаний на оформление залогового обеспечения), и факторинг начинает пользоваться популярностью не только у начинающих компаний, но и у тех, которые активно пользуются банковским кредитованием. Можно сказать, что сейчас происходит рост интереса к факторингу, вызванный пониманием необходимости этого финансового инструмента для развивающейся компании", - говорит Наталья Суркова.
Что произойдет с ценой денег в будущем, во многом зависит от мировой конъюнктуры. Сейчас на рынке постепенно приживается идея о том, что дорогие деньги - это надолго. Происходит удорожание средств, усугубляемое воздействием негативных внешних факторов. "Ситуация, сложившаяся на российских и мировых финансовых рынках, привела к удорожанию ресурсов фондирования, которые будут дорожать и в дальнейшем. Безусловно, это не может не отразиться и на ставках по факторинговому обслуживанию", - уверен Владимир Колодяжный. Если принимать в расчет текущую ситуацию на рынке, связанную с недостатком ликвидности, то вместе с ростом стоимости денег будет расти и стоимость факторинговых услуг, добавляет Сергей Подкорытов. Правда, рост спроса, постоянно набирающий обороты, возможно, сможет победить даже дорогие деньги, и очередное удвоение рынка факторинга в России все же состоится. Обсудить новость в форуме
Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться
|