Истории успеха
Добавить сайт в избранноеДобавить страницу в избранноеСделать стартовойHBM на Вашем сайте





Регистрация | Я забыл пароль

Зачем регистрироваться?
Новости | Документы | Кредитование new| Истории успеха | Консультация юриста | Консультация бухгалтера | Домашний офис | Надомная работа | Мероприятия | Организации | Доска объявлений | Отзывы | Форум | Работа | Фото | Бизнес-анекдоты new

Истории успеха


Журнал

Просмотр выпуска
Архив номеров


Стать успешным очень просто. Главное - начать!

Без залогов и кредитов


31.08.2008

Один из соцопросов, проведенных в 2004 г., насмешил заказчиков комичными результатами. 30% представителей малого и среднего бизнеса назвали факторинг «формой неформальных взаимоотношений между мужчиной и женщиной». С тех пор факторинговые компании стараются повысить осведомленность о своей услуге: компания «Еврокоммерц» даже запустила продажу пакета услуг в картонных коробках, подражая розничным продавцам. Желание стать ближе к потребителю сейчас окупается сторицей: в условиях сокращения банками кредитных программ для многих предприятий факторинг стал настоящим спасением.

 

 

 

ТРУДНЫЙ ПРОДУКТ

 

В схеме классического факторинга задействованы три стороны: компания-продавец, компания-покупатель и факторинговая компания (фактор). Компания отгружает товар своим покупателям с условием отсрочки платежа. Документы об отгрузке передаются фактору, и он оплачивает клиенту до 90% платежа, приобретая права требования к покупателю. При поступлении платежа от последнего недостающая сумма возвращается поставщику с удержанием процента за обслуживание.

Если попробовать провести параллель между кредитом и факторингом, то во втором случае плюсом является финансирование по потребностям. Неравномерное распределение выделяемых сумм особенно удобно тем предприятиям, активность которых имеет ярко выраженную сезонность. Первый зампред правления Национальной факторинговой компании Роман Огоньков приводит в пример своего клиента — производителя известной марки кваса: разница между объемами закупки и отгрузки сырья в летнее и зимнее время колоссальная. Однако факторинг удобен не только продавцам кваса и мороженого. Группа компаний «Арконада», занимающаяся продажей бытовой, аудио- и видеотехники, имеет контракты сразу с несколькими факторами. «Кредит мы получаем на определенную сумму, что-то используем, что-то “висит”, а проценты идут, — объясняет начальник факторингового отдела “Арконады” Андрей Лысов. — А с факторингом мы производим отгрузку и выводим свои деньги из оборота. 90% суммы возвращается к нам».

Правда, именно узкая сфера применения делает факторинг менее универсальным инструментом бизнеса, чем традиционные кредиты. Например, получить у факторов средства на капвложения невозможно. «На факторинговые деньги нельзя, грубо говоря, строить новый цех, покупать новые производственные линии», — говорит Огоньков.

Именно поэтому специалисты считают, что факторинг не заменяет, а скорее дополняет кредитно-банковские услуги. Кроме того, по словам Лысова, если у компании есть кредитная история, то при факторинговом обслуживании в банке можно выторговать лучшие условия. Правда, компании без банковской лицензии тоже имеют свои преимущества, предлагая несколько продуктовых пакетов, предусматривающих предпоставочный факторинг или разные виды страхования рисков и работы с дебиторской задолженностью.

 

КАК БОЛЬШИЕ

 

В развитых странах факторинг создавался и развивался как сервис для малого бизнеса. Но усложнение схем финансирования вызвало интерес к услуге и со стороны крупных предприятий. «Исторически сложилось так, что основные клиенты факторов — оптовики (60% контрактов), — говорит Виктор Носов из Промсвязьбанка. — Однако за прошлый год значительно выросла доля задолженностей, уступленных обрабатывающими предприятиями». По оценкам рейтингового агентства «Эксперт», в 2007 г. уже 41,5% объема уступленных денежных требований пришлось на крупный бизнес, 41,4% — на средний и 17,1% — на малый. «В нашей стране малый или средней бизнес не является константой, — считает управляющий директор “Еврокоммерца” Илья Волков. — Вот на Западе сложно представить, что небольшая сеть ресторанчиков возьмет и вырастет в крупного игрока». Тем не менее факторинг вряд ли способен стать локомотивом, который вытянет мелкую компанию на новую ступень иерархии производителей.

В России рынок факторинга растет опережающими темпами даже по сравнению с банковским сектором. Объяснить это эффектом низкой базы уже нельзя, так как объемы рынка давно миновали «детскую» стадию. В «Эксперте» подсчитали, что в 2007 г. сумма уступленных прав требований составила 516,4 млрд руб. Для сравнения: банковские кредиты корпоративному сектору на 1 января 2008 г. достигли 9,3 трлн руб. Крупнейший игрок, компания «Еврокоммерц», в 2007 г. довела объем уступленных требований до 121 млрд руб. (23,4% рынка), что сопоставимо с долей Сбербанка в банковской системе. Конечно, чистая прибыль лидера оказалась поменьше, чем у крупнейшей кредитной организации — всего 512 млн руб. Но если совокупные активы банков увеличились за 2007 г. на 44,1%, то рынок факторинга рос почти вдвое быстрее — на 85%.

 

В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

 

Тем не менее уже в 2007 г. рынок начал замедляться. Эксперты связывают это в первую очередь с кризисом: как любым другим экономическим субъектам, факторам деньги стали обходиться дороже, и они ужесточили требования к клиентам, увеличив тем самым процент отказов. «У нас несколько ступеней авторизации потенциального клиента, — объясняет Роман Огоньков. — Намного эффективнее выбирать партнеров, имеющих серьезные перспективы роста, а не решать краткосрочную проблему с временной нехваткой денег».

Это неудивительно: перспективы клиента напрямую связаны с увеличением бизнеса самого фактора. «Факторинг больше зависит от товарных, а не от финансовых рынков. Поэтому рост объемов продаж клиентов и приток новых партнеров обеспечивают увеличение оборотов», — объясняет начальник управления факторинговых операций МДМ-банка Владимир Емельянов. Несколько этапов интервью с клиентами позволяют выяснить планы развития компании, варианты использования полученных средств и цели, которые представители бизнеса преследуют, приходя к фактору.

С другой стороны, жесткий отсев не избавил факторов от работы на износ в условиях кризиса. Специалисты уверены, что, если бы они увеличили предложение, клиенты воспользовались бы им даже по завышенным ставкам. Сами факторы объясняют это преимуществами продукта. «Спрос растет не из-за сложностей в получении банковского кредита, а вследствие осознания клиентом неоспоримых преимуществ, получаемых при внедрении факторинга», — говорит директор департамента факторинговых операций Промсвязьбанка Виктор Носов.

Правда, клиенты отмечают, что им тоже пора вести более тщательный отбор партнеров. С осени 2007 г. некоторые поставщики стали сталкиваться с задержками исполнения факторами своих обязательств. Андрей Лысов из «Арконады» даже порадовался наличию нескольких контрактов: «Хорошо, что нас обслуживает несколько факторов. Если бы возникли трудности с выплатами, мы бы просто забрали своих дебиторов у одних и отдали другим».

 

БЕЗ ПРАВИЛ

 

Нормы Гражданского кодекса регламентируют, что сделки под уступку денежного требования могут совершаться только при наличии банковской лицензии. Однако законы «О банках и банковской деятельности» и «О лицензировании отдельных видов деятельности» позволяют осуществлять такие операции и без лицензии ЦБ.

По мнению банкиров, отсутствие четкой и единой законодательной базы препятствует развитию перспективного сектора. «На развитых рынках детально регулируются все виды факторинга: чистый, смешанный, открытый, закрытый, с уведомлением, без уведомления. У нас в законодательстве эта сфера качественно не проработана», — отмечает вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов.

Именно поэтому российский рынок факторинга почти свободен от иностранного капитала: соответствующие услуги предлагают только Банк Сосьете Женераль Восток и «Юникредит». «Непрозрачна законодательная база, а покупать банковскую лицензию только для осуществления факторинга иностранцам невыгодно», — сетует Роман Огоньков. Тем не менее Нильс Отто Нильсен из международной факторинговой ассоциации IFG уверен в большом будущем российского факторинга: «Пока по размеру этого рынка Россия — на одном уровне с Португалией. Но потенциал развития огромен». Илья Волков из «Еврокоммерца» полагает, что потенциал рынка факторинга сейчас освоен лишь на 10%. Дальнейшему росту препятствует только высокий стартовый порог для начала бизнеса — €300 000-400 000. Правда, для некоторых потенциальных крупных игроков это не является серьезным препятствием. Недавно о своем намерении заняться факторингом заявил Сбербанк, который имеет все шансы отвоевать у частных компаний весомую долю их портфелей. А за ним уже подтянутся и иностранные банки со своими деньгами.


Обсудить новость в форуме



<<< 01.09.2008
Бизнесменов пригласили в прокуратуру

 31.08.2008 >>>
Суд верит в силу печатного слова


Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться

Новости сайта




Среди миллиона идей найди лучшую для себя!

Новости


Опрос


Вы сейчас работаете?

 Да, работаю на основной работе
 Да, работаю на основной работе и думаю о собственном деле
 Да, работаю и параллельно веду свое дело
 Нет, не работаю
 Нет, не работаю, и хочу найти дополнительный заработок
 Нет, не работаю, хочу начать свое дело
 Нет, не работаю. Хочу найти основную работу и начать свое дело

АРХИВ ОПРОСОВ

Контакты


E-mail: welcome@hbmag.ru
347304333

Новости | Документы | Истории успеха | Поиск бизнеса. Бизнес идеи | Начало бизнеса. Стартап | Финансы | Консультация юриста | Консультация бухгалтера
Управление| Маркетинг и продажи | Персонал | Домашний офис | Надомная работа | Мероприятия | Организации | Доска объявлений | Форум | Работа

© 2007 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ЗАО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено
  Реклама на сайте

(D)