13.12.2009
Появились предпосылки для возобновления кредитования экономики. а первом этапе банки будут отдавать предпочтение компаниям, выстоявшим в кризис и имеющим четкие перспективы.
В конце ноября в России в очередной раз снижена ставка рефинансирования до рекордно низкого уровня - 9% годовых. Банк России объясняет этот шаг торможением инфляции, которая с начала года составила 9,5% годовых. Последовательно уменьшая ставку рефинансирования, регулятор стремится преодолеть ситуацию кредитного сжатия, в которой находился рынок весь текущий год. Как реагирует рынок на эти меры, при каких факторах стоит ожидать системного восстановления кредитования экономики и каким будет для банковской системы следующий 2010 год - эти темы мы обсуждали в интервью с управляющим Екатеринбургским филиалом НОМОС-Банка Александром Щуром.
Процесс пошел
- Александр Николаевич, как вы оцениваете текущее состояние кредитного рынка в России?
- Предметно, с цифрами на руках, это можно будет сделать несколько позже, когда мы сведем годовые балансы и увидим динамику совокупных показателей. А если посмотреть на ситуацию с точки зрения практики общения с клиентами, то я назвал бы ее так - точечное восстановление. В третьем и четвертом кварталах банки очень активно стали предлагать ресурсы, причем по достаточно приемлемым ценам, и, что немаловажно, начали удлинять сроки кредитных договоров. Сейчас мы обсуждаем с клиентами возможность кредитования на срок более года.
- С чем связано оживление?
- Во-первых, денег стало больше. Бизнес в ситуации напряженности, как правило, придерживает ресурсы, а когда она стабилизируется, активнее запускает их в оборот. Банк России не случайно начинает снижать объемы финансовой помощи банковскому сектору. Сегодня мы наблюдаем приток и на вклады населения, и на остатки средств на расчетных счетах, и на депозиты юридических лиц. Конечно, пока это деньги преимущественно короткие (особенно размещаемые на депозитах юрлиц): как правило, на три месяца, в лучшем случае на шесть, тогда как до кризиса вполне обычным было размещение на год и более. Тем не менее факт роста количества денег в экономике налицо. Во-вторых, деньги стали дешеветь, ставки привлечения по вкладам уже приближаются к докризисным. При сохранении тенденции через какой-то период к этому придут и ставки по кредитам. Безусловно, на это оказывает влияние политика государства по снижению ставки рефинансирования, но нужно понимать, что реально это влияние будет заметно с определенным лагом во времени: сейчас банки еще выдают деньги, привлеченные по высоким ставкам на пике кризиса. Предполагаю, что если тенденция сохранится, то к докризисным показателям в сегменте кредитования мы придем ко второму кварталу 2010 года. Конечно, в первую очередь речь идет о стандартных кредитах.
Малый бизнес как индикатор
- Сегодня уже можно говорить о том, что у бизнеса началось восстановление объемов выручки? И если да, то в каких сегментах?
- Я бы не стал утверждать, что ситуация улучшилась кардинально. Да, в металлургии, системообразующей для Урала отрасли, натуральные показатели растут, это позволяет предприятиям делать качественный прогноз при подаче заявки на кредитование. Но поскольку динамика цен пока не понятна, сложно сказать, когда компании начнут генерировать прежний объем денежного потока.
На мой взгляд, более точным индикатором экономики является поведение малого бизнеса, который очень восприимчив и гибок. Так вот, пока той востребованности в кредитных ресурсах, которая была до кризиса, у малого бизнеса нет. Для нашего банка этот сегмент является одним из приоритетных, разработан достаточно широкий продуктовый ряд, и мы не на словах, а на деле готовы кредитовать малый бизнес. Но разумные предприниматели, видя, что серьезного роста спроса на их продукцию или услуги нет, не хотят брать на себя лишние риски. Это говорит о том, что сектор не ощущает на себе выхода из кризиса.
- Какие типы клиентов сейчас наиболее интересы для банков?
- Все зависит от модели банковского бизнеса и от региона. В Свердловской области, на территории которой работает наш филиал, мы видим наибольшую активность в сегменте среднего бизнеса. С учетом сложившейся в экономике ситуации мы разработали новые критерии для заемщиков. Если раньше одним из основных требований было то, чтобы выручка компании не снижалась на протяжении трех-четырех отчетных периодов, а предприятие было прибыльным, то сейчас мы допускаем и снижение выручки до 50%, и небезубыточную работу компании, претендующей на получение кредита. Мы собираемся предоставлять овердрафтное кредитование, учитывая обороты не только в нашем, но и в других банках, обслуживающих клиента.
- С кем вам сейчас приходится конкурировать за таких клиентов?
- Раньше нам приходилось бороться как с федеральными, так и региональными банками, сейчас, по ощущениям, региональные банки несколько отстают по уровню кредитной активности. А конкуренция между федеральными банками стала жестче.
- Это каким-то образом влияет на дальнейшую стратегию банка в регионе?
- Влияют, скорее, внешние условия. Если мы в 2010 году увидим, что процессы восстановления экономики устойчивы, мы вернемся к докризисной задаче - увеличению доли рынка. Не исключено, что продолжим программу расширения сети, поскольку видим большие перспективы в таких городах, как, например, Нижний Тагил. При этом все банки будут много больше внимания в своих стратегиях уделять комиссионным доходам, а это означает улучшение качества расчетно-кассового обслуживания, увеличение сервисов для разных групп клиентов.
Так, НОМОС-Банк активно обслуживает внешнеэкономические операции: у нас открыты десятки кредитных линий в зарубежных банках. Во время кризиса западные рынки частично закрылись, поэтому, хотя работа в этом направлении не прекращалась, ее активность снизилась. Сейчас ситуация меняется. Оживает западный рынок, иностранные банки начали активней предлагать деньги российским контрагентам. Они поняли, что острая фаза кризиса прошла, тот, кто выжил, скорее всего, будет достаточно уверенно развиваться и с ним уже можно работать.
В середине ноября мы провели конференцию для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) - собрали задействованные в ней предприятия, пригласили представителя зарубежного банка. Получился живой диалог, в ходе которого обсуждалось, какие потребности существуют у компаний, что именно нужно сделать, чтобы привлечь средства с международных рынков.
Предприятия начинают восстанавливать прежние деловые связи и активно интересуются возможностями, в первую очередь ценовыми характеристиками финансовых продуктов. Как известно, продукты, предоставляемые западными банками через российские учреждения, во многом дешевле, чем прямые кредиты в российских банках. В сегодняшних условиях, когда цена на кредиты на внутреннем рынке еще остается высокой, этот аспект имеет принципиальное значение. И тот банк, который сумеет предоставить качественное обслуживание внешнеэкономических контрактов по приемлемой цене, получит явные конкурентные преимущества.
Задачи модернизации экономики Свердловской области требуют привлечения долгосрочных ресурсов, поэтому, на мой взгляд, в 2010 году будут активизированы продукты трансляции западных денег через различные инструменты. Это долгосрочное финансирование через поручительство экспортных кредитных агентств, различные формы прямого финансирования сделок иностранными банками, представление торгового финансирования посредством документарных операций и так далее. Этим надо пользоваться, что, собственно говоря, мы и делаем.
Катастрофы не произошло
- Давайте подведем некоторые итоги уходящего года. Для банковской системы он стал крайне тяжелым, негативных сценариев развития было написано множество. Какие прогнозы оправдались, а какие нет?
- Предположения о развитии классического кризиса плохих кредитов нашли подтверждение. Но к счастью, кризис не приобрел масштабов, о которых говорили аналитики. А ведь некоторые пророчили просто катастрофу. Между тем новой волны кризиса не случилось, и можно уверенно говорить о том, что банковская система, по крайней мере, самые сильные ее участники, полностью восстановилась.
- Насколько сейчас тяжел груз плохих долгов?
- Ситуация с просроченной задолженностью стабилизировалась, и тут играют роль несколько факторов. Во-первых, прекратился спад в экономике и, как следствие, постепенно начала расти выручка компаний. Во-вторых, государство провело серьезную работу по стимулированию спроса, оживилось строительство. Отмечалось восстановление и на сырьевых рынках, в частности пошли вверх цены на металлы. Кроме того, снижение доли просрочки связано и с политикой банка: мы всегда стараемся договариваться с заемщиками, найти компромиссное решение.
- Как будет развиваться банковский рынок в целом и ваш банк в частности в 2010 году?
- Мы уже говорили, что потихоньку открываются западные рынки, оживает публичный рынок и в России. Если ситуация в 2010 году будет такой же, как сейчас, то можно ожидать продолжения имеющихся в настоящее время положительных тенденций. Сегодня мы определяем свою задачу-минимум как сохранение общей доли рынка в целом и увеличение ее по ряду приоритетных направлений, таких как обслуживание участников ВЭД, кредитование малого и среднего бизнеса. Но в идеале хотелось бы, чтобы мы росли, несколько опережая темпы роста банковской системы. Обсудить новость в форуме
Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться
|