Новости | Документы | Кредитование new| Истории успеха | Консультация юриста | Консультация бухгалтера | Домашний офис | Надомная работа | Мероприятия | Организации | Доска объявлений | Отзывы | Форум | Работа | Фото | Бизнес-анекдоты new |
|
© 2007 Издательский дом "Отраслевые ведомости". Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ЗАО "Отраслевые ведомости". Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено |
Реклама на сайте |
(выступление на заседании Научно-экспертного совета по антикризисной политике 30 ноября 2009 года)
Хотел бы поделиться с вами некоторыми соображениями по поводу модернизации, никак не претендуя на всесторонность или концептуальность. Мне кажется, что будущее развитие нужно связывать не только с модернизацией, но и с инновационным путем развития. Как вы помните, в 20-летней программе, утвержденной Правительством в свое время незадолго до кризиса, был провозглашен инновационный путь развития. Если под инновационным путем развития понимать инновации, как главный источник экономического роста, то мы не готовы сейчас, чтобы сделать инновации основным источником экономического роста.
Потому что доля инновационной продукции в общей продукции очень мала – около пяти процентов. А пять процентов, как не увеличивай, не могут быть главным источником развития всего народного хозяйства. Чтобы перейти к инновационному пути развития, надо долю инноваций довести хотя бы до 15-20 процентов. Для этого, конечно, инновации нужно развивать быстрее других отраслей, если мы хотим, чтобы их доля выросла. И только потом мы можем говорить об инновационном пути развития. На это потребуется 10-15 лет, если инновации увеличивать по 15-20 процентов в год.
Поэтому первый этап нашего развития неизбежно должен быть, как мне кажется, этапом модернизации, что сейчас и провозглашено. Я хочу попытаться назвать направления этой модернизации.
Первое. Модернизация общественного производства. Она бы могла включать обновления технологической базы, то есть замена старой техники новой в основных производственных фондах.
Второе. Диверсификация производства и экспорта с креном в производство готовой продукции с высокой добавленной стоимостью и производство инновационных продуктов и услуг.
Третье. Это – развитие науки, образования и здравоохранения. Сейчас все эти три отрасли занимают 10 процентов в валовом внутреннем продукте против, примерно, 28 у США. Я считаю, что на этом этапе можно было бы эту долю довести с 10 до 20 процентов. Это важно, потому что экономика знаний порождает инновации.
Четвертое. Долю инноваций надо довести до 20 процентов, включая сюда и развитие авиационного комплекса.
Главным условием всех этих направлений, касающихся, прежде всего, обновления и диверсификации производства, является наличие инвестиций. У нас одна из самых низких в мире доля инвестиций в валовом внутреннем продукте, то, что называется нормой инвестиций. В настоящее время она составляет около 20 процентов. При такой норме инвестиций нормально можно развиваться по 2,5-3% в год, если очень эффективно их использовать и, если выделять инвестиции не только на развитие, но на обновление основных фондов, на инфраструктуру, на жилищное строительство. Об этом свидетельствует опыт развитых стран, где норма инвестиций составляет 21 процент.
Поэтому, если мы хотим их догонять и развиваться быстрее, то нам нужно норму инвестиций довести до уровня развивающихся стран. Сейчас в среднем в развивающихся странах норма инвестиций достигла 35 процентов и это обеспечивает их годовой прирост ВВП в 5,5-6%. В Китае норма инвестиций дошла до 45-50 процентов, что обеспечивает темп роста ВВП в размере 11-13% в год. Нам нужно 35-40 процентов. И главный вопрос модернизации – проблема, где взять деньги для инвестиций? А это – «длинные деньги» и в нашей экономике рыночные фонды «длинных» денег отсутствуют.
Но модернизация не сводится только к модернизации производства, я хотел бы назвать еще несколько направлений модернизации.
Первое, это – модернизация нашей собственности, сокращение доли госсобственности, примерно, с 60 процентов (40 процентов – бюджетная собственность и 20 процентов – Газпром, РЖД, атомная энергетика, «Связьинвест» и др.) до 30-35%, что будет наивысшим показателем среди рыночных стран. Речь идет о передачи в частную собственность госпредприятий, занятых коммерческой деятельностью и не выполняющих функций государства. 60% госсобственности – это моя, возможно, заниженная оценка. Эксперты Всемирного банка подсчитали, что доля госсобственности в общей массе имущества России составляет более 75% (в сравнение с 20-25% в развитых странах).
Второе направление – развитие частно-государственного партнерства. И третье направление реформирования собственности – это всемерное развитие малого бизнеса, чтобы здесь производилось хотя бы 40 процентов валового внутреннего продукта (нижнего предела в развитых странах), в сравнении с 11% в России.
Модернизация необходима для финансов. Нам нужна коренная реформа финансовой системы, прежде всего, с целью создания рынка капитала. В России отсутствует рынок капитала, отсутствуют рыночные фонды инвестиций – фонды «длинных» денег. Кроме того, в России очень слабые банки, самые слабые среди основных стран мира: доля активов всех банков составляет 65 процентов к валовому внутреннему продукту против 110% в Казахстане, 180% в Китае и 200-300 процентов в большинстве стран Европы.
В модернизации нуждается и социальная сфера, нам нужны крупные социальные реформы – пенсионная, здравоохранения, жилищно-коммунальная, образование и др., сгруппированные вокруг главной реформы – реформы зарплаты. Еще одна область модернизации – региональная сфера, где пока преобладает худшее, что придумало человечество в области систем материального стимулирования – дотационная система. Наверное, есть и другие сферы модернизации. Я просто их не затрагиваю.
Начать – и это главное – надо с обновления технической базы, с перевода всех отраслей и сфер на современную технологию. Средний срок службы машин и оборудования в России сейчас приближается к 20 годам. И это ужасно, потому что старыми считаются машины и оборудование свыше 10 лет. А нормально нужно их обновлять раз в 7-8 лет. Для этого нужен целый комплекс мер, в том числе ускоренная амортизация.
Реальный прорыв в производительности труда, в эффективности, в энергосбережении заключается в переходе на новые технологии. Если используются на электростанции агрегаты 30-летней давности, то потребление топлива на производство 1 киловатт/часа 220-240 грамм в угольном эквиваленте. А современные электроагрегаты имеют КПД не 34 процента, как существующие, а 58 и выше. Парогазовые установки требуют только 120-140 грамм. Около 100 млрд. куб. м. газа на производство электроэнергии и тепла, а также в других отраслях реального сектора, затрачивается зря из-за старых технологий. А это потеря – 30 млрд. долл. или 900 млрд. руб. в год.
Где взять деньги (главный вопрос) для того чтобы как можно скорее это провести? Пока мы не создадим фонды «длинных» денег, а на это уйдет минимум 10 лет, так как их нужно еще накопить. Как же быть в эти первые 10 лет? Мне кажется, на обновление технической базы можно было бы использовать 250 миллиардов долларов из золотовалютных резервов. Такие большие резервы (они сейчас приближаются к 450 миллиардам долларов) нам не нужны ни при каких обстоятельствах. Они лежат без дела с очень низким приростом. И, кстати, Борис Вячеславович Грызлов в своей статье, которая здесь упоминалась, говорит, что надо на экономическое развитие использовать эти средства, "принесенные ветром". Из 2 триллионов долларов экспортной выручки, которые мы получили с 2000 года, 1,5 триллиона – это «подарок» мирового рынка из-за роста цен, а не наш собственный труд, связанный с увеличением экспорта.
Теперь о диверсификации. Нам нужно коренным образом перестроить структуру хозяйства, на первом этапе сделав ставку на глубокую переработку и развитие нефтехимии и промышленности синтетических материалов и глубокую переработку древесины, где мы в 3-5 раз меньше на 1 тысячу кубов заготавливаемого леса производим конечных продуктов. По этим двум отраслям Россия может быть лидером в мире, потому что все условия для этих отраслей у нас самые лучшие в мире.
Затем, мы могли бы на 2-3 место в мире выйти по энерго- и электромашиностроению, в том числе для экспорта. На четвертое место в мире Россия, обогнав Германию, могла бы выйти по объему автомобилестроения, произвести сначала 3 миллиона, потом 5 миллионов автомобилей, в том числе миллион для экспорта в сопредельные страны. Нам нужно в три раза увеличить жилищное строительство для того, чтобы выйти на самый низкий среди развитых стран уровень жилищной обеспеченности – это 40 квадратных метров благоустроенного жилья на человека.
Кроме того, предстоит огромное инфраструктурное строительство и автострад, и скоростных железных дорог. В инновационной сфере Россия уже приняла курс на ускоренное развитие регионального авиастроения и крупнотоннажных самолетов – по этим направлениям тоже, возможно, занять 1 место в мире. Многое можно сделать в производстве лекарств, экспорте математических программ, доведя продажи до 10 млрд. долл., в развитии космической техники, ядерных технологий, современных компьютеров и других передовых отраслях.
Все это – мощные «локомотивы» будущего быстрого социально-экономического развития России на базе модернизации. На все это нужны инвестиционные средства. Кроме золотовалютных резервов, можно предложить еще несколько источников этих денег: это распродажа части госсобственности после кризиса, в том числе той, которая была приобретена Внешэкономбанком как залоги, выпуск государственных ценных бумаг, перераспределение госбюджета в пользу инвестиций и др.
Ну, и последнее, что я хотел сказать, это формирование рыночной инфраструктуры инвестиций – фондов «длинных» денег. И здесь нужно сформировать, прежде всего, четыре главных фондов «длинных» денег в рыночной экономике.
Первый и главный фонд – это накопительные пенсии, и надо перейти к новой пенсионной системе, которая преобладает в мире и к которой в 1997 г. перешел Казахстан. Средний размер пенсий – здесь не ниже 50 процентов к достигнутой средней заработной плате, а у самых развитых стран размер пенсий – даже 80 процентов. Пенсионеры в этой системе – это самый привилегированный слой, каким он и должен быть. Если вы 40 лет работали, вы должны остаток жизни провести в достатке по понятным причинам.
Второе. Нам нужно резко развить страхование. Как обязательное страхование всех источников повышенной опасности, так и страхование жизни, которое является крайне эффективным делом, поощряется каждым государством, не облагается налогом. Гораздо выгоднее хранить деньги в виде страхования, чем в банках, потому что если вы в банки деньги кладете, они облагаются налогом.
Третье. Нам нужно развивать паевые фонды более надежным способом. То есть паевые фонды должны основываться не на покупке акций, как сейчас, что крайне рискованно. Нам нужно создать целый реестр государственных бумаг с высокой надежностью, которые должны уменьшать риски, использовать корпоративные облигации как более надежные, чем акции, и так далее.
И четвертое. Нам нужно провести «банкизацию» страны. Есть такая программа Ассоциации российских банков, очень подробно написанная, которая предусматривает, что большая часть денег в народном хозяйстве должны проходить через банки. Банки у нас такие слабые, неспособные полностью финансировать народное хозяйство, потому что большая часть денег в государстве идет мимо банков. У нас на счетах Казначейства денег не меньше, чем во всех банках (включая хозрасчетные деньги, заработанные бюджетными организациями), плюс люди под подушку кладут свои деньги, плюс довольно много денег вывозится за границу, и хранится на счетах заграничных банков – около, по-видимому, 400 миллиардов долларов.
Проблема инвестиций, повышения ее нормы, создания фондов «длинных» денег – инфраструктуры инвестиций, обновление основных фондов, перестройка структуры экономики – главные проблемы модернизации.
Таким образом, главными и первоочередными направлениями модернизации, на наш взгляд, является обновление технической базы народного хозяйства страны, диверсификации общественного производства и экспорта в направлении преимущественного развития отраслей, создающих готовую продукцию с высокой долей добавленной стоимости, и инновационные товары и услуги. А для этого нужно удвоить норму инвестиций и начать формировать рынок капитала – рыночную инфраструктуру инвестиций. Производственную модернизацию подкрепит продолжение структурных реформ в области собственности, финансов и банков, регионального управления и социальной сферы, нацеленных на создание механизма, способного двинуть нашу экономику вперед с креном в повышение благосостояния народа.