Выступавшие приводили конкретные факты, свидетельствующие о том, что алкогольный рынок в нашей стране развивается стремительными темпами. Так, начальник лицензионной службы при министерстве экономического развития Республики Дагестан Гаджимурад Гаджимурадов сообщил, что, по официальным данным, за первую половину 2009 года водки в республике выпили 163 тысячи декалитров, тогда как за аналогичный период прошлого года 118 тысяч; коньяка 23 тысячи декалитров против прошлогодних 16; потребление вина с 29 тысяч декалитров возросло до 57 тысяч. Конечно, эти цифры можно трактовать по-разному. Кто-то скажет, что алкоголь выходит из «тени» - отсюда такой рост официальных цифр. Хотя ряд выступавших на заседании приводили совсем другие примеры: мол, мы знаем, в каких домах в селе торгуют «левой» водкой, но без санкции прокурора не может туда зайти.
Начальник отдела лицензирования и госрегулирования алкогольной продукции минэкономразвития Астраханской области Оксана Екименко привела такие цифры. Если в 2008 году соотношение проведенных проверок на рынке розничной продажи алкогольной продукции и выявленных нарушений составляло 48 процентов, то в нынешнем — 24.
- Сомнительно, что за год так повысилась правовая сознательность предпринимателей, - заметила докладчик.
Причина двукратного снижения эффективности проверок очевидна. С первого мая нынешнего года вступил в силу 294-й федеральный закон, резко ограничивший права контролирующих органов при проверках предприятий малого бизнеса. Нетрудно догадаться, что этот, как и многие другие законы, думское большинство сверхоперативно приняло, чтобы потрафить президенту России, который потребовал прекратить «кошмарить» малый и средний бизнес. Но услуга законодателей, кажется, оказалась медвежьей. Так, один из пунктов этого закона требует минимум за три дня известить хозяина или руководителя предприятия малого бизнеса, что к нему придут с проверкой.
- Снять из реализации нелегальную продукцию в магазине, торгующем алкоголем, можно за пять минут, - считает председатель координационного совета, заместитель министра экономического развития и торговли Республики Адыгея Юсуф Псеуш. — Соответственно, эффективность таких проверок фактически нулевая.
А чего стоит требование проводить проверки не чаще одного раза в три года! Как заметил Гаджимурад Гаджимурадов, теперь предприниматель может в течение трех лет торговать водкой, как ему заблагорассудится. Затем сменит название магазина, и опять у него руки развязаны. Что же касается внеплановых проверок, то самостоятельно их можно проводить только тогда, когда существует угроза здоровью и жизни людей. Все остальные нарушения, фактически, остаются безнаказанными: почти все внеплановые проверки необходимо согласовывать с прокуратурой, а она весьма часто отказывает. Или другой пример. Закон позволяет лицензирующему органу выписать нарушителю предписание. Однако за неисполнение этого предписания ответственность не предусмотрена. Составить протокол лицензирующий орган не вправе.
Согласитесь, все это очень мало напоминает «ужесточение требований к производителям», декларированных недавно первым вице-премьером федерального правительства В. Зубковым. Так что Юсуф Псеуш горько заметил:
- Мы часто наступаем на одни и те же грабли. Разрушаем, а потом восстанавливаем.
Тем не менее надежда у участников кисловодского заседания есть. Они обобщили высказанные замечания, внесли их в пункты решения совета. Теперь с этими замечаниями намерены ознакомить органы, обладающие правом законодательной инициативы.