Истории успеха
Добавить сайт в избранноеДобавить страницу в избранноеСделать стартовойHBM на Вашем сайте





Регистрация | Я забыл пароль

Зачем регистрироваться?
Новости | Документы | Кредитование new| Истории успеха | Консультация юриста | Консультация бухгалтера | Домашний офис | Надомная работа | Мероприятия | Организации | Доска объявлений | Отзывы | Форум | Работа | Фото | Бизнес-анекдоты new

Истории успеха


Журнал

Просмотр выпуска
Архив номеров


Стать успешным очень просто. Главное - начать!

Увидеть невидимое


15.11.2009

В последнее время модно рассуждать о том, что «кризис» в переводе с китайского - это не только «опасность», но и «возможность». Михаил Трейвиш - один из тех предпринимателей, кто решил проверить китайскую мудрость на практике.

Попробуйте набрать в Яндексе «Михаил Трейвиш» - тут же появятся сотни ссылок со словом «факторинг». В 1999 году Трейвиш пришел работать в инвестиционно-банковскую группу «Никойл», в составе которой было небольшое подразделение, занимающееся факторингом. К 2004 году на базе этого подразделения он создал первую в России специализированную Национальную факторинговую компанию, ставшую крупнейшим игроком российского рынка. Продвижению этого нового для России вида финансового бизнеса Михаил Трейвиш посвятил более 30 публикаций. В 2008 году профессиональное сообщество избрало его председателем старейшей в мире Международной факторинговой ассоциации. И вот в самый разгар кризиса Михаил Трейвиш ушел с поста председателя правления Национальной факторинговой компании и создал бизнес, имеющий мало общего с прежним - агентство рейтингового мониторинга OmniGrade. Он уверен: пришло время строить новые бизнес-модели.

Укрепить дно

Наш разговор начался с шутки.

- Михаил Ильич, не так давно министр финансов Алексей Кудрин заявил, что кризис в России закончился. Вы согласны?

- У меня нет полномочий распоряжаться окончанием кризиса. Это должно быть как минимум постановление правительства, а то и федеральный закон...

- Тем не менее состояние испуга ушло. Можно и порассуждать о том, какими мы вышли из этой передряги.

- Давайте для начала вспомним, чему нас научил кризис 1998 года. На мой взгляд, из него мы вышли с пониманием того, что нельзя класть все яйца в одну корзину. Это касается и банков, которые осознали, что нельзя держать все активы в госбумагах, и компаний, до которых дошло, как рискованно иметь одного покупателя. В итоге жизнь стала более яркой и разнообразной.

Сейчас, по моему ощущению, люди придут к выводу: мало иметь много корзин, надо еще, чтобы они были прочными. Вспомните, все началось с обвала ипотечных облигаций категории subprime. В эти облигации были упакованы долги миллионов американцев, в том числе несостоятельных или с низкими доходами. Была версия, что благодаря диверсификации, тому, что это в этой корзине окажется не один американец, который может потерять источник доходов, а миллионы, общего обвала не случится. Случился. Так вот чтобы корзины были прочными, надо иметь уверенность в своих партнерах по бизнесу и по жизни. И это как раз дает «зеленый свет» новым теориям управления бизнесом.

- До сих пор предпринимателям было не до теорий. Большинство оказалось занято выживанием, в том числе путем минимизации издержек. Что, по-вашему, нужно делать сейчас?

- Во-первых, я думаю, те, кто начал в первую очередь сокращать затраты, вели себя не всегда правильно. Такая позиция оправдана в ситуации краткосрочного кризиса, когда можно быстро вернуться к этим затратам и восстановить позиции. Особенно это касается персонала. Кризис породил немало руководителей, которые получили шанс почувствовать себя рабовладельцами. Да, можно закрутить гайки и этим собственно ограничить работу с персоналом. Но я убежден, что даже в кризисные времена нужно использовать творческий потенциал сотрудников. Это позволит потом идти дальше.

Во-вторых, предпринимателям сейчас стоит подумать о новых возможностях.

И может быть, если кризис продлится чуть дольше, это будет стратегически выгодно для российской экономики: останется больше времени на адаптацию к новой системе. Совершенно очевидно, что настало время искать новые модели поведения. У кого-то на поиск уйдет больше времени, у кого-то меньше. Модели не будут совсем бесплатными, хотя и более низкозатратными, чем раньше: аренда помещений и стоимость труда будет дешевле.

- Вопрос только в том, где искать.

- Это будет точно не отраслевой подход. Потому что если все пойдут в одну отрасль, она тут же станет неперспективной. Выиграет скорее тот, кто видит что-то такое, чего не видят другие. Здесь работает просто чутье.

Постоянная временная монополия
- Например, вложить деньги в рейтинговое агентство, в то время как именно эти институты в кризис себя дискредитировали?

- Вот-вот, когда я говорил знакомым, какого рода проект начал, все удивлялись: «Да ты что?! Ты в факторинге 14 лет, тебе все понятно, тебя все знают. А ты идешь не знамо куда - туда, где все так опозорились». Но я обладаю тем самым чутьем и некоторыми знаниями законов маркетинга.

Любой бизнес имеет три жизненных цикла. При возникновении это почти всегда возможность продать услуги максимально дорого. Тогда другие начинают думать: «Как это здорово, я тоже хочу заниматься этим бизнесом». А дальше все зависит от того, какую стратегию выберет каждый человек. Первая - ценовая политика. Увеличение числа игроков автоматически приводит к повышению конкуренции и падению цены, а дальше - к снижению маржи. Снижение маржи может привести к банкротству компании. Вторая стратегия: чтобы увеличить маржу, вы пытаетесь увеличить объемы, продавая товары или услуги множеству покупателей в кредит. Внимание к рискам снижается, вы отдаете товар в буквальном смысле людям с улицы и даже при большой марже получаете убытки. Третья - пытаться в старом бизнесе открыть новые черты, которые вернут в первую стадию. Это называется временная монополия. Постоянной монополии добиться нельзя, но временная, то есть опережение каждый раз на полшага потребностей рынка, позволяет все время снимать сливки.

Повторю: главный вывод, который мы сделали из этого кризиса, - надо быть уверенным в своих партнерах. Рейтинговое агентство как раз тот инструмент, который дает понимание: кто достоин большего доверия, а кто меньшего. Да, существующими рейтинговыми агент­ствами многие не очень довольны. Более того, их считают косвенными виновниками кризиса. Но потребность в оценке надежности партнеров остается, причем усиливается. Так почему бы не поменять устаревшую бизнес-модель? Мне показалось, что если мы сегодня создадим рейтинговое агентство, которое не восстановит, а именно завоюет доверие бизнес-сообщества, это будет шаг вперед. Надо просто добавить к уже существующим инструментам ряд новаций, что мы и сделали.

Наше главное отличие в том, что мы не просто выставляем оценки компаниям, а постоянно следим за ними. Для нас слово «мониторинг» - ключевое, а «рейтинговое» - прилагательное. Конечно, все рейтинговые агентства говорят, что они занимаются мониторингом. Это, знаете, как кофейня: кофе подают во всех ресторанах, но какой-нибудь Starbucks (основатель сети кофеен. - Ред.) сделал это отдельным видом бизнеса. При этом мы будем следить не только за состоянием самой компании, но и ее должников. Как показывает практика, если дебиторка занимает очень большое место в активах, есть риск эффекта домино: один не заплатит - и сама компания окажется неплатежеспособной, хотя ее отчетность и выглядит хорошо. Все это позволит нам не опаздывать с выводами о меняющемся уровне риска для нашего клиента, как это было у традиционных агентств.

Очень важно изменить тарифную политику. У нас она не будет зависеть, как у многих мировых агентств, от уровня рейтингуемого объекта: даже если к нам придет Газпром, он заплатит по фиксированному тарифу. То есть у нас не возникнет соблазна или наоборот опасения из-за имиджевых потерь поставить не ту оценку, в чем и обвиняли некоторые рейтинговые агентства.

Следующая новация заключается в том, что мы взяли за основу не только публичную модель оценки, но и адресную, то есть когда оценка делается специально для конкретного кредитора. Это как раз то, чего нет в деятельности остальных рейтинговых агентств.

И, наконец, часть работы, которая называется «наказание». Традиционные агентства снижали рейтинг - «наказывали» клиентов за негатив. Компания столкнулась с проблемами? Ага! Вот вам рейтинг на две единицы ниже. Тем самым проблемы у компании усугублялись. К чему все это приводило? К сокрытию информации. У нас подход другой. Если в компании сложности, но есть контролируемый план выхода из них, то это не обязательно повод для наказания.

Будем бороться со стереотипами

- На кого рассчитана эта модель?

- Компания не случайно называется OmniGrade. «Omni» - по латыни «множественный». То есть мы рассчитываем, что наши «грейды» помогут многим.

- Как вы собираетесь, не имея имени, бороться с монстрами, которым больше ста лет?

- Ну, во-первых, бороться особенно не придется, потому что очень мало компаний в мире пользуются услугами рейтинговых агентств. Во-вторых, мы рассчитываем на средний бизнес. Наши основные клиенты - это компании, которые отродясь не имели рейтингов. Поэтому бороться, скорее, придется со стереотипами потенциальных клиентов. Основная проблема - убедить их, но не в том, что им нужно что-то подобное, а в том, что мы в состоянии сделать конечный продукт. Люди нам говорят: «Ну, если бы вы существовали лет десять и могли бы нам предъявить свою историю, огромное количество позитивных примеров, то да...» Но мы возражаем: «Зато у нас нет плохой истории, и сегодня это важнее».

- Это будет исключительно российское агентство?

- Почему же. Сейчас мы создаем немецкоязычный проект, который будет работать в Австрии, Германии, Швейцарии. Если получится, выйдем в другие страны.

- Чего в конечном итоге хотите добиться лично вы?

- Приведу пример бизнеса, который, мне кажется, очень близок к нашей идее - это Лаборатория Касперского. Я недавно был в Китае, в одном провинциальном городе. Так вот там ездят автобусы, раскрашенные в ее цвета. Что такое Лаборатория с точки зрения экономики? Инструмент, который позволяет диагностировать риски в виртуальном мире. В реальном мире можно попытаться сделать то же самое - построить российское агентство действительно мирового уровня.

- От чего зависит успех?

- Как раз от того, насколько хорошо мы усвоим нынешний урок, от людей, от партнеров. Мне кажется, это станет очевидно в течение трех лет. У меня такое ощущение, что именно столько времени уйдет то, чтобы понять, кто смог воспользоваться кризисом как возможностью, а кто нет.


Обсудить новость в форуме



<<< 15.11.2009
Хау ду ю ду

 14.11.2009 >>>
Еще 108 миллионов рублей потратят на поддержку малого бизнеса


Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться

Новости сайта




Среди миллиона идей найди лучшую для себя!

Новости


Опрос


Вы сейчас работаете?

 Да, работаю на основной работе
 Да, работаю на основной работе и думаю о собственном деле
 Да, работаю и параллельно веду свое дело
 Нет, не работаю
 Нет, не работаю, и хочу найти дополнительный заработок
 Нет, не работаю, хочу начать свое дело
 Нет, не работаю. Хочу найти основную работу и начать свое дело

АРХИВ ОПРОСОВ

Контакты


E-mail: welcome@hbmag.ru
347304333

Новости | Документы | Истории успеха | Поиск бизнеса. Бизнес идеи | Начало бизнеса. Стартап | Финансы | Консультация юриста | Консультация бухгалтера
Управление| Маркетинг и продажи | Персонал | Домашний офис | Надомная работа | Мероприятия | Организации | Доска объявлений | Форум | Работа

© 2007 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ЗАО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено
  Реклама на сайте

(D)