04.10.2009
В мае 2009 года в России вступил в силу федеральный закон, призванный защитить представителей малого и среднего бизнеса от внеплановых проверок. Ведь сегодня нагрянуть с “ревизией” на частные предприятия могут около 50 различных организаций. Теперь, чтобы “прошерстить” малое или среднее предприятие вне плана, нужна веская причина и разрешение прокуратуры. Какие проверки прокуратура “заворачивает”, а какие приветствует, решил выяснить обозреватель “МБ”.
На каждого бизнесмена найдется свой контролер. Да еще и не один: правом контроля (которые включает как плановые, так и внеплановые проверки) наделено множество организаций: налоговики, санврачи, финансовые контролеры, контролеры из Департамента потребительского рынка и многие другие. Порой из-за обилия проверок частному предпринимателю некогда было уделять внимание клиентам и покупателям, то есть работать. Власти на самом верху признали, что в таких условиях развиваться бизнесу очень сложно. Поэтому государство решило упорядочить процесс проверок. А точнее — свести его к минимуму. Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального надзора” призван был поставить барьер на пути многочисленных хлестаковых.
Теперь контролирующая организация должна согласовывать свои внеплановые проверки с прокуратурой. “Многие контролирующие органы даже не могут придумать причину, по которой они решили во внеплановом выездном порядке проверить того или иного субъекта предпринимательской деятельности из области малого и среднего бизнеса. Порой приводят надуманные причины.
Естественно, прокурор в таких случаях отказывает в согласовании таких проверок. Прокуроры почти в половине случаев, когда обращаются за согласованием таких проверок, отказывают. Это просто из воздуха придуманные основания”, — заявил первый заместитель генпрокурора Александр Буксман. Закон поставил заслон и на пути необоснованных милицейских проверок: теперь сотрудники правопорядка вообще лишились права проверять хозяйственную деятельность малых компаний (если только у них нет на руках заявления о совершенных там преступлениях). “Прежде это было сплошь и рядом. Мы обладали таким количеством примеров, от которых волосы дыбом становятся! Просто тотальные, бесконечные проверки, ничем не мотивированные. Это означает, что тормозится вся деятельность предприятия, изымаются документы, база данных. Просто парализуется работа”, — рассказывал журналистам Буксман. Поэтому теперь деловые люди вправе даже не пускать на порог милиционеров, если те приходят не в связи с каким-то уголовным делом. Если же такое все же случится — предприниматель может смело обращаться в прокуратуру.
При прокуроре Москвы тем временем создан Общественный совет по защите малого и среднего бизнеса. Периодически совет собирается на заседание, где обсуждают ход исполнения нового федерального закона. Примеров уже — великое множество.
С 1 мая 2009 года органы прокуратуры Москвы рассмотрели более 1000 заявлений различных контролирующих организаций о согласовании выездных внеплановых проверок малых и средних предприятий. Невероятно, но факт: более чем в 75% случаев в согласовании проверок отказано! Чаще всего причинами отказов являются “несоответствие предмета проверки полномочиям контролирующих органов”, “отсутствие оснований для проведения проверки” или “несоблюдение контролирующим органом требований к оформлению решения”, “отсутствие документов, обосновывающих необходимость проведения проверки”. Так, если какой-нибудь хлестаков захочет проверить ресторан в связи с якобы жалобами жителей — надо эти жалобы непременно представить.
А теперь — конкретные примеры. Люблинская межрайонная прокуратура провела проверку в 3-м Региональном отделе Госпожнадзора Управления по ЮВАО ГУ МЧС России по Москве. В наблюдательных делах РОГПН не нашлось документального подтверждения уведомления юрлиц о проведении внеплановой проверки. А план ежегодных проверок не содержал полных данных о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях. Кроме того, в нарушение закона, запрещающего проведение плановых проверок чаще чем раз в три года, некоторые организации указывались в плане повторно.
Гагаринской межрайонной прокуратурой в ходе проверки по обращению гражданина в 1-м РОГПН Управления по ЮЗАО ГУ МЧС России по Москве выявлено, что внеплановая проверка в одном из ИП столицы была проведена сотрудниками отдела без согласования с прокуратурой. Прокуроры вынесли представления об устранении нарушений закона в адрес руководителей региональных отделов Государственного пожарного надзора.
В прокуратуру ЮВАО поступила жалоба на действия отдела Госпожнадзора Управления по ЮВАО ГУ МЧС России по Москве о согласовании проверки в подрядных организациях, занимающихся капремонтом многоквартирных жилых домов на территории округа. Перечень организаций был представлен списком — а это уже нарушение. Ведь по закону юридическое лицо должно было быть вполне конкретным. Но это еще далеко не все огрехи Госпожнадзора: контролеры забыли указать основания для проведения проверки, не было у них на руках и письменного распоряжения руководителя органа госконтроля о проведении проверки в отношении конкретной организации. В итоге такую проверку прокуратура согласовывать не стала. Как и проверку Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы: та надумала внепланово “прошерстить” одно из столичных кафе, где якобы нарушаются правила пожарной безопасности и санэпиднормы, да к тому же нет разрешительных документов на строительство. Однако Госинспекция не смогла представить сведений о причинении или возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, безопасности государства. Да и вообще проверка соблюдения природоохранного законодательства, правил пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологических норм в компетенцию Госинспекции по недвижимости не входит!
Стоит привести и положительный пример, когда проверку все же согласовали. Такое случилось в СВАО, по заявлению ТО Управления Роспотребнадзора по Москве — с жалобой на строительную фирму обратился один горожанин. Оказалось, он страдает от повышенного уровня шума, идущего от большегрузной техники, используемой для доставки строительных материалов на площадку. “Учитывая, что повышение уровня шума может оказать негативное воздействие на состояние здоровья граждан, проживающих в жилых домах, расположенных рядом со строительным объектом, прокурором дано согласие на проведение проверки”, — говорят в прокуратуре. Так что упрекнуть прокуроров в том, что теперь они строят козни и административные барьеры самим проверяющим организациям, вроде как нельзя.
…Недавно члены Общественного совета выступили с идеей обеспечения охраны субъектов малого и среднего предпринимательства силами вневедомственной охраны. Управлению вневедомственной охраны при ГУВД по Москве рекомендовали рассмотреть вопрос о внесении изменений в действующие инструкции, организовать взаимодействие Управления вневедомственной охраны ГУВД по городу Москве и Московской области для организации охраны не по принадлежности к субъекту Российской Федерации, а по близости нахождения подразделений к объекту охраны. Это позволит ускорить прибытие группы к месту происшествия и улучшить криминогенную обстановку в пограничных районах города Москвы и Московской области. Кроме того, в столице работает система оказания предпринимателям неотложной правовой помощи: в случае какого бы то ни было ЧП (в том числе подозрительной проверки) предприниматель может обратиться туда.
Кстати, сам федеральный закон вступил в силу еще не до конца. “Со следующего года вступает в действие та его часть, которая предусматривает введение реестра проверок. Планы проверок тоже будут формироваться заранее на следующий год. Они будут размещаться в интернете с тем, чтобы любой субъект проверки посмотрел, есть ли он в плане”, — сообщил Александр Буксман. Так что в следующем году предпринимателям станет жить еще свободнее.
Обсудить новость в форуме
Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться
|