14.08.2009
Результаты опроса Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), приуроченного к годовщине дефолта 1998 года, свидетельствуют о том, что каждый пятый россиянин (20% респондентов) считает, что он пострадал от нынешнего кризиса сильней, чем от кризиса десятилетней давности. БОльшее число опрошенных (32%) полагают, что в 1998 году им жилось все же трудней, чем сейчас. Но, тем не менее, одна пятая граждан, думающих иначе, - это весьма значительная доля. Как так могло получиться, что они оценивают негативное воздействие нынешнего кризиса как более сильное?
Такой высокий уровень негативной оценки нынешнего кризиса, по мнению Ирины Козиной, ведущего научный сотрудника Института Управления Социальными Процессами ГУ-ВШЭ, может быть связан отчасти с фактором давности. Это психологический момент - прошедшие события обычно кажутся уже не такими страшными, а вот текущие проблемы человеку, как правило, не свойственно приукрашивать, поясняет эксперт.
В свою очередь, главный экономист УК "Русь-Капитал" Алексей Логвин полагает, что помимо психологического фактора в оценках россиян также присутствует немалая доля объективности. "Сейчас масштаб сокращения производства больше, и, соответственно, влияние кризиса на население значительно шире", - полагает экономист.
Стоит отметить, что в 1998-1999 гг. сразу после дефолта начался стремительный подъем производства и экономики в целом. Хотя, конечно, и тогда были свои моменты, негативно отразившиеся на населении. Многие предприятия малого бизнеса разорились, а часть россиян, имевшая сбережения в рублях, потеряла их из-за дефолта.
Однако, по мнению Алексея Логвина, все же в нынешний кризис для населения произошла более существенная переоценка накоплений. "Нельзя не учитывать валютное измерение кризиса, - замечает экономист. - Десять лет назад доллар был более массовой валютой сбережений. К началу же теперешнего кризиса основной валютой сбережений стал рубль, и прошедшая девальвация привела к весьма болезненной переоценке накоплений населения".
Если же судить о масштабе кризиса по сухим статистическим данным, то, по словам Ирины Козиной, по уровню безработицы и производства до показателей 1998 года Россия пока еще не дошла. Так, если в 1998 году уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, составлял около 13% от численности экономически активного населения, то сейчас (по состоянию на конец июня 2009 года) - пока только 8,3%. В то же время Всемирный банк прогнозирует рост безработицы в России к концу текущего года до 13%, то есть до уровня 2008 года.
Опасаются ухудшения ситуации на рынке труда и российские эксперты. "Ожидания, связанные с оживлением рынка труда к концу первого полугодия 2009 года, не оправдались - он до сих пор не восстановился", - сетует Ольга Безгодова, заместитель гендиректора по проектной деятельности ЦКТ "PRОПАГАНДА". В этом, по ее словам, в том числе, сыграла свою роль традиционно слабая социальная политика государства.
Аналогичного мнения придерживаются и эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). До настоящего времени на российском рынке труда массовые увольнения были лишь временно заблокированы в интересах сохранения социально-политической стабильности, говорится в исследовании ЦМАКП. Отечественные предприятия в основном пытались минимизировать фонд оплаты труда за счет сокращения рабочей недели и простоев. Такие меры снижали реальную заработную плату работников, но не увеличивали количества безработных. Но уже к середине 2009 года, по мнению экспертов, потенциал "скрытой безработицы" был практически исчерпан. "Для некоторых предприятий даже 2/3 зарплаты, выплачиваемых находящимся в простоях работникам, стало серьезной нагрузкой", - отмечают в ЦМАКП. Поэтому во II полугодии, по их мнению, проблемные предприятия будут уже проводить плановые остановки производства без какой-либо компенсации работникам, что по макроэкономическому эффекту аналогично увольнениям. "В случае же начала банкротств предприятий-неплательщиков банками не исключены массовые увольнения", - предупреждают эксперты.
Подобные опасения ухудшения ситуации на рынке труда и экономического положения страны в целом, по мнению экспертов, россияне также закладывают в свои негативные оценки нынешнего кризиса. "После кризиса 1998 года надежды на быстрое улучшение ситуации выглядели намного более обоснованными, - говорит г-н Логвин. - Сейчас же после достижения "дна" восстановление экономики будет намного более трудным и медленным. Соответственно, оценка текущего кризиса оказывается намного более мрачной".
Суть текущего кризиса кардинально отличается от событий 98-го года, когда, начавшись с обвала азиатских экономик, кризис распространился лишь на развивающиеся страны, включая Россию, и не обладал системным, с точки зрения негативных последствий для всех рыночных секторов российской экономики, характером, замечает Ольга Безгодова. "Мировой масштаб нынешнего кризиса, его продолжительность и проблематичность долгосрочных прогнозов являются дополнительными факторами, создающими непредсказуемость дальнейших перспектив развития как для корпоративного сектора, так и для отдельных граждан", - заключает эксперт. Обсудить новость в форуме
Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться
|