Истории успеха
Журнал
|
Молодое лицо заполярной тундры
12.08.2009
Стали знакомиться еще на автовокзале в Оленегорске. Некоторые молодые люди были в саамской одежде, с ними дети. Уже в автобусе услышала ребячий возглас: «Я еду на Родину!». Все мы держали путь в старинное саамское село Ловозеро, где отмечался Международный день коренных народов мира. Праздник этот появился по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в 1994 году. Постепенно приживался. Нынешний Год молодежи спровоцировал особый подход к мероприятию. На саамских праздниках мы видим преимущественно старшее поколение. Именно они ассоциируются с хранителями культуры и традиций оленного народа. Встреча в Ловозере пошатнула это представление - она внесла явно омолаживающий эффект. День коренных народов отмечался здесь по-деловому. Впервые собрался столь значимый молодежный форум, в рамках которого обсуждались серьезнейшие темы. Более 70 участников, львиная доля которых - юноши и девушки. Свои поздравления прислал губернатор Дмитрий Дмитриенко. - Я рад, что, несмотря на столь дождливую погоду, мы здесь собрались. Уверен, все самое хорошее у нас впереди! - поприветствовал участников и гостей глава района Дмитрий Писарев. Иван Матрехин, председатель общественной организации саамов Мурманской области, огласил поздравления финно-угорского народа из Мордовии. «Эсэмэски в Ловозеро летят сегодня со всего мира», - поделилась Лариса Авдеева, директор Национального культурного центра. Ну а среди участников встречи - жители самых разных уголков Кольского полуострова. Семьи Белозеровых и Даниловых из Мончегорска, Семен Большунов и его земляки из Лопарской Кольского района, Мария Конькова, единственная саамка в поселке Пушном. А вот поселок Ена, что в Ковдорском районе, практически весь саамский. Привет от односельчан передала Татьяна Цмыкайло. Североморск, Росляково, Мурманск, Оленегорск и, конечно, Ревда, где жила саамская поэтесса Октябрина Воронова, - саамы этих населенных пунктов также представляли свой народ. Нина Афанасьева, президент Ассоциации кольских саамов, приветствовала соотечественников на родном языке. Характерно, что многие молодые люди бойко отвечали старшим на языке предков. - Никак нельзя потерять язык, хотя сохранить его непросто, - поделился в перерыве мончегорец Василий Мамин. - Например, у нас в городе саамскому учит детей и взрослых Роза Яковлева. Она приезжает из Оленегорска, чтобы провести уроки. - Василий, а ваши дети знают своих предков, им это интересно? - Конечно! И прививать культуру своего народа надо с детства. У моей матери шесть сестер и три брата. История семьи - с изюминкой: наш дед, оленевод Иван Кондратьевич Архипов, украл бабушку, Апполинарию Матвеевну Мошникову, потому что ей прочили жениха богатого. И увез с Пулозера на Кудцколь. Там и детей вырастили. Много удивительных историй могут рассказать старожилы. Не забуду урок, который преподала мне одна саамка, когда я спросила, как оленеводы и их семьи выживали в тундре. «Не выживали, а жили. Хорошо жили - в трудах и радости». В повестке «делового праздника» значились вопросы реализации молодежной политики в нашем регионе, социально-экономического развития коренных малочисленных народов. Председатель Совета уполномоченных представителей саамов Мурманской области Валентина Совкина рассказала о деятельности органа, избранного на декабрьском съезде саамов. Шла речь и о создании молодежных организаций коренных народов Севера, а также об участии в 4-м съезде финно-угорских народов России в сентябре в Саранске. Обмен мнениями, деловые игры, планы на будущее - весь день молодежь и старшее поколение вместе работали и отдыхали. В программе были мастер-классы по традиционному для оленеводов метанию аркана, стрельбе из арбалета, установке чума. Двери в культурном центре были распахнуты: можно познакомиться с выставкой рукоделия, национальными костюмами, потрогать, а то и присесть на настоящую медвежью шкуру, узнать секреты саамской кухни и знахарские рецепты. - Обращайтесь к нам в Центр, всегда рады помочь в организации любого праздника, выставки, - призвала земляков его руководитель Лариса Авдеева. Ну а уху с одинаковым аппетитом уплетали все. Кое-кто впервые узнал, что саамы в тундре добавляли в горячую уху… свежие ягоды вороники. Ягодка эта у современных горожан не очень-то в чести, а саамы ценят ее - говорят, силу дает, здоровье крепит. …Проблемы, обсуждаемые на встрече, непросты в решении, хотя, как сказал глава муниципального образования Дмитрий Писарев, дорогу осилит идущий. Например, оленеводство - возможны ли здесь варианты развития? - Реальной альтернативы хозяйствам «Тундра» и «Оленевод» сейчас нет, но есть желающие эту альтернативу создать. Появляются родовые общины, которые начинают движение в этом направлении. Им отводятся территории под корали для развития оленеводства. Но родовая община - это не коммерческая организация, тут много особенностей. Уверен, мы - в начале большого пути. Есть ли на этом пути место молодым? Об этом размышляли сами молодые. А я узнала в красивой девушке, одетой в национальный костюм, Ирину Кобелеву. Не раз встречались с ней на фестивалях саамской культуры. - Работаю бухгалтером в СХПК «Тундра», работа нравится, уезжать из села не собираюсь, - рассказала улыбчивая выпускница Петрозаводского университета. Александра Артиева, одна из ведущих форума, несмотря на молодость, занимает целый ряд постов. Она член правления общественной организации саамов Мурманской области, член общественной палаты, член саамского женского форума. Александра побывала на самых престижных мировых форумах коренных народов в разных уголках земного шара. - Александра, одно дело представлять свой народ на форуме в Нью-Йорке или где-то в Европе, совсем другое - заниматься оленеводством здесь, в ловозерской тундре. Как полагаете, у ваших сверстников есть искренний живой интерес к своим корням? - Я родилась и выросла в Краснощелье. Потом училась в Мурманске, осталась там работать. Посвятила себя общественному саамскому движению, где занимаюсь вопросами молодежи, социальными и земельными проблемами. Безусловно, у моих сверстников интерес живой - я это знаю и чувствую. Сейчас здесь многих нет - кто-то в отпусках, кто-то в тундре. Но я знаю, у них немало интересных идей, проектов. И есть большое желание заниматься рукоделием, традиционными видами промысла. Многие развивают проекты по созданию родовой общины. Так что интерес жив, еще как жив! - А есть ли желающие вернуться из городов в тундру? Возрождать ее? - Специального опроса мы не проводили, но скажу о своих впечатлениях - да, такая молодежь есть. И я в том числе! Даже готова вернуться в Краснощелье и жить там, если смогу заниматься собственным делом. Что же нужно? Догадаться нетрудно, об этом говорят все, от президента страны до хозяина маленькой парикмахерской, - дорога в малый и средний бизнес должна быть понятной и ровной. Чтобы ямки и колдобины не пугали молодых. Обсудить новость в форуме
Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться
|
|
Новости сайта
Новости
Опрос
Вы сейчас работаете?
АРХИВ ОПРОСОВ
Контакты
E-mail: welcome@hbmag.ru
347304333
|