20.07.2009
Ритейл – самый молодой и самый быстрорастущий бизнес в России. Крупнейшие торговые сети создавались практически с нуля, но за считанные годы стали огромными корпорациями, акции которых торгуются на российских и зарубежных фондовых площадках. Все они выбрали экстенсивную модель развития, увеличивая бизнес в разы и открывая сотни новых торговых точек ежегодно.
Чиновникам эта тенденция явно не по душе. В Госдуму из правительства поступила новая версия закона о торговле. Документ, в частности, включает норму, ограничивающую покупку или аренду помещений по новые магазины для сетей с оборотом свыше 1 млрд руб. в год и долей рынка в городе или районе более 25%. Слишком активным участникам также рынка планируется запретить строить новые торговые объекты.
При этом эксперты недоумевают, откуда чиновники взяли цифру 1 млрд руб. — ведь обороты крупнейших торговых операторов исчисляются миллиардами долларов в год.
Если данная норма закона вступит в силу, то действия ритейлеров будут обжаловаться в суде по иску Федеральной антимонопольной службы. Разработчики закона уверяют, что таким образом они хотят стимулировать конкуренцию и защитить малый бизнес. Ритейлеры в ответ отмечают, что небольшие магазины часто платят налоги, исходя из вмененного дохода (а некоторые даже игнорирует кассовые аппараты), поэтому объем рынка вообще определить затруднительно — как и доли отдельных участников рынка. Результаты подсчетов, скорее всего, станут результатом торга между чиновниками и бизнесом, что лишь повысит взяткоемкость индустрии. А это, в свою очередь, неизбежно приведет к подорожанию товаров.
Пока сетевики держат цены на более низком уровне, нежели владельцы «одиночных» магазинов — за счет экономии на масштабе и синергии. Кроме того, сейчас ритейлоры могут диктовать ценовые условия поставщикам: производителям из соображений объемов поставок выгоднее направлять товары в сетевой магазин, чем в десять привокзальных ларьков. Но «за вход в сеть» надо платить, причем немало. Поэтому производители и оптовики давно мечтали повлиять на сети, чтобы добиться более выгодных ценовых условий. На рынке не сомневаются, что новый законопроект — результат лоббистской активности именно производителей, хотя они это и отрицают.
В Ассоциации компаний розничной торговли считают, что авторы ограничений просто хотят остановить развитие розничной торговли. Больше всего ритейлеры поражены тем, что власти наносят удар по самому быстроразвивающемуся и успешному сегменту экономики именно во время острого кризиса, когда, казалось бы, нужно поддерживать бизнес.
В прошлом году ритейл, наряду с банками и строителями, был внесен в перечень отраслей, которые больше всего страдают от рецессии. Однако оказать поддержку отрасли правительство решило весьма странным образом. Чиновники не могут не понимать, что запрет на развитие компании означает ее фактическое банкротство – не увеличивая оборот, бизнес не может расплачиваться по кредитам.
«В случае принятия законопроекта без дополнительных поправок и разъяснений его влияние на игроков рынка розничной торговли будет в некотором роде дестимулирующим», — отмечают аналитики компании «Файненшнл бридж».
Эксперты «Уралсиба» согласны с тем, что «изменения в законопроект о торговле носят негативный характер для всех крупных ритейлеров», однако надеются на здравый смысл законодателей и правительственных чиновников. «Пока это не окончательная версия законопроекта, и еще есть время для внесения изменений. Новый закон о торговле, как ожидается, вступит в силу осенью нынешнего года», — отмечают они.
В банке Unicredit также считают, что проект в нынешней его версии существенно навредит перспективам роста, поэтому ожидают, что «здравый смысл и лоббистские возможности крупных ритейлеров возобладают, и пункт о доминировании будет убран из закона». Не верят в то, что норма останется в окончательной версии закона о торговле, и эксперты Альфа-банка. Обсудить новость в форуме
Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться
|