Барак Обама, завершая визит в Москву, призвал российский и американский бизнес к взаимным инвестициям. Во время визита подписан контракт на 27 млрд долларов между Boeing и российским производителем титана «ВСМПО-Ависма». При этом Обама и Дмитрий Медведев отметили неразвитость российско-американских экономических связей. Эксперты считают, что Россия и США как государства мало способны к интеграции в экономике – важнее снять барьеры для частного бизнеса.
Первый визит нынешнего американского президента в Россию завершается. В рамках визита Обама провел встречи с главой государства Дмитрием Медведевым с премьером Владимиром Путиным, с представителями российской оппозиции.
«После того, как мы перестали покупать зерно в Соединенных Штатах, экономические отношения между нашими странами отошли на задний план»
Во время визита лидер США обсуждал ядерное разоружение, Иран, Афганистан и Северную Корею. Затронул Обама и экономические вопросы.
Параллельно с его визитом в Москве прошел российско-американский экономический саммит. Его посетил американский президент и заявил о том, что необходимо расширять взаимные инвестиции.
«Мы хотим, чтобы российские и американские компании осуществляли инвестиции в обеих странах», – приводит «Интерфакс» слова американского лидера. В этом вопросе с ним согласился и российский президент Дмитрий Медведев. «Для нас важно, чтобы американские компании осваивали не только нефтегазовый сектор, но и высокую технологичную отрасль, прежде всего, в авиакосмической и энергетической сферах, в том числе в области создания «чистой энергии», в нано- и биотехнологиях, в медицине», – цитирует российского лидера ИТАР-ТАСС.
Обама также призвал расширять товарооборот между странами. По его словам, сейчас объем товарооборота составляет 36 млрд долларов в год, что равно американо-таиландским экономическим связям. «Мы могли бы добиться большего», – убежден американский лидер.
К приезду Обамы в Россию было приурочено подписание крупного контракта. Американский авиапроизводитель Boeing объявил о создании совместного предприятия (СП) с компанией «ВСМПО-Ависма», производящей титан. Предполагается, что теперь на заводе в Верхней Салде (Свердловская область) будут производиться титановые детали для нового авиалайнера Boeing 787.
«В ближайшие 30 лет компания намерена вложить в различные проекты (в России) еще 27 млрд долларов, из которых порядка 18 млрд долларов пойдут на закупки титановой продукции, 5 млрд долларов – на приобретение услуг по проектированию, 4 млрд долларов планируется потратить на приобретение других видов товаров и услуг, производимых авиационно-космической промышленностью России», – цитирует Reuters материалы Boeing.
Однако российские предприниматели решили воспользоваться случаем и выразить свое недовольство российско-американскими экономическими отношениями.
Так, по сообщениям РИА «Новости», глава группы компаний НЛМК Владимир Лисин, выступая на саммите, подверг критике протекционистскую политику американских властей. Напомним, в феврале 2009 года план стимулирования экономики «Покупай американское» был одобрен конгрессом. В результате его введения НЛМК, владеющему тремя металлургическими заводами за океаном, пришлось сократить часть персонала и производство, так как их продукты не считались американскими.
Напомним, что и ранее отношения между российскими металлургами и правительством США были натянутыми: американские производители стали требовать защитить их от дешевой российской продукции. В результате в 2002 году США ввели ограничения на ввоз продуктов черной металлургии из России и других европейских стран.
Проблемы в области экономики возникали и в других отраслях. Так, долгое время российские власти были недовольны ситуацией с поставками ядерного топлива за океан. Лишь в 2008 году Росатому удалось договориться об отмене запретительных пошлин и переходе на рыночные отношения в вопросах поставки урана в Штаты.
Не удалось российскому бизнесу закрепиться и в американском автомобилестроении: в 2007 году структуры Олега Дерипаски намеревались приобрести Chrysler. Однако 80,1% акций убыточного автогиганта были в итоге проданы американской частной компании Cerberus Capital Management. Дерипаске, впрочем, удалось купить лицензию и сборочную линию для производства автомобилей Волга Siber на базе Chrysler Sebring. Правда, недавно появилась информация, что ГАЗ может отказаться от сборки этого автомобиля.
Кроме того, мешает развитию двусторонних отношений и знаменитая поправка Джексона – Вэника. Она была введена американским конгрессом еще в 1974 году в качестве ответа на ограничение эмиграции евреев из СССР. Согласно этому документу товары, ввозимые из Советского Союза, облагались запретительной пошлиной, запрещалось предоставлять СССР и другим подобным странам режим наибольшего благоприятствования в торговле и т. д. Официально эта поправка не отменена до сих пор, хотя с 1989 года сенат ежегодно накладывает мораторий на ее исполнение.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, Барак Обама заверил, что снятие поправки Джексона – Вэника будет одним из приоритетов его администрации, заявил во вторник глава МИДа России Сергей Лавров. «Президент США Барак Обама признал, что это проблема американской стороны», – цитирует российского дипломата агентство.
Эксперты считают, что пока России и США сложно вести конкретные экономические переговоры.
«После того как мы перестали покупать зерно в Соединенных Штатах, экономические отношения между нашими странами отошли на задний план по сравнению с геополитическими вопросами и вопросами разоружения», – заявил глава правления розничного банка ВТБ 24 Михаил Задорнов на ежегодном саммите «Деловая Россия».
«На государственном уровне в области экономики Россия и США могут обсуждать только поставки нефти и газа за океан», – сказал ВЗГЛЯДу генеральный директор фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов. По его мнению, для развития российско-американских экономических отношений необходимо отменять существующие барьеры. «Речь может идти и о безвизовом режиме, и об отмене рецидивов поправки Джексона – Вэника», – сказал Виноградов.
Стоит отметить, что многие опрошенные ВЗГЛЯДом эксперты вообще затруднились прокомментировать российско-американские экономические отношения. Общее мнение: у наших экономик слишком мало точек пересечения. И дело тут не только в том, что мы географически далеки друг от друга. Например, Китай поставляет в США огромное количество товаров. Проблема в том, что американская экономическая среда очень некомфортна для наших бизнесменов, а российская – для американцев.
Например, во вторник появился доклад Мирового экономического форума, в котором говорится, что российская экономика является одной из самых закрытых в мире, сообщает Reuters.
Россия расположилась в списке из 121 страны на 109-м месте – позади Буркина-Фасо и Сирии. Ограниченный доступ на российский рынок и сложная система импортных пошлин повлияли на столь низкое место России, пишут авторы доклада.
Впрочем, и американская ситуация далека от идеала. США заняли в списке 16-е место, а тройку лидеров составили Сингапур, Гонконг и Швейцария.
Судя по всему, из-за кризиса многие экономики будут становиться более закрытыми. Во вторник генеральный директор Всемирной торговой организации (ВТО) Паскаль Лами заявил, что самые худшие последствия экономического кризиса еще впереди, сообщило агентство France Press. Одной из причин ухудшения в ВТО считают протекционистскую позицию многих мировых правительств.