20.06.2009
Общий вывод: стране нужен не косметический ремонт, а другая система управления, при которой законодательная власть будет отделена от исполнительной. Латвии нужно правительство, не отягощенное партийными пристрастиями. И сделать этот может только народ, доведенный до предела…
Оба эксперта хорошо известны своими критическими высказываниями по поводу действий правительств и сейма. Они не уверены в том, что власти прислушаются к их советам, но народу Латвии нужны мнения компетентных и честных людей для того, чтобы перестать быть игрушками в выборных манипуляциях партийных чиновников.
Провести анализ ситуации
И. Судраба: Люди в правительстве думают, что понимают, что делают и сознательно не принимают помощи экспертов. Однако это не так. Хорошо известно, прежде чем что-то делать, сначала надо провести анализ ситуации, и это очевидно. Эти же люди безо всякого анализа и советов извне, только с помощью технических методов и расчетов принимают свои решения. Правительство действует наобум, не имея ни реального плана выхода из кризиса, ни плана социальной поддержки населения, которые есть у других стран, к примеру, у Германии или Норвегии. В Латвии в принципе нет стратегического плана развития экономики на долгосрочную перспективу.
И. Герчиков: Проблема лежит гораздо глубже. Помимо некомпетентности наших правительств, Латвии надо признать, что сама система власти у нас не состоялась. Напрашивается пример с Монголией, которая от феодализма сразу перепрыгнула в социализм, чем это закончилось, известно.
После распада Союза Латвии легко досталась свобода, делать практически ничего не надо было. Если бы свободу и независимость пришлось завоевывать, в стране появились бы настоящие лидеры, как, к примеру, в Польше. Те же, кто стал у власти у нас, только уничтожали все, что мы имели — и, прежде всего, реальный сектор, отказываясь от всего, что могло бы стать фундаментом новой экономики. Все попытки доказать власти необходимость реального сектора, уходили в песок. В Латвию пришли гигантские деньги, в том числе американские, мы попали в бурный денежный поток, который как Торнадо, превратился в финансовую пирамиду. Банки при этом жирели, супермаркеты и офисы строились, экономические показатели улучшались. Супермаркеты, которые стали в конце 90-х строиться в центре Риге (чего нигде не делается), вытеснили малый бизнес, за 10 лет было закрыто 10 тыс. маленьких магазинчиков.
Справедливости ради следует сказать, что так происходило не только в Латвии. Пирамиду придумал Алан Гриспен, осознанно претворив ее в жизнь. Америка тратила деньги на вооружение, Китай — на внутренне потребление. Но некоторые страны, как уже упоминавшиеся Германия, Норвегия, и, к примеру, Россия, успели за это время накопить резервы и в кризисных условиях направлять средства на адресную социальную помощь.
Подсчитать расходы на госуправление
И. Судраба: В Латвии никто не знает, как подсчитать все расходы на госуправление. В 2008 году по данным правительства Годманиса, в госаппарате и самоуправлениях было занято 210 тыс. человек (И. Герчиков напомнил, что в 1988 году — всего 70 тысяч). В самоуправлении один чиновник может одновременно участвовать в 12 организациях, и везде получать доходы.
И. Герчиков: Могу предложить простой способ. Надо взять весь бюджет, вычесть из него расходы на социальные нужды, а также на безопасность, образование и здравоохранение — в остатке останутся расходы на госуправление.
И. Судраба: Нам надо понять, какие государственные функции в принципе нужны образованию, здравоохранению, какую политику должны осуществлять эти министерства.
И. Герчиков: На поддержку медицины сегодня выделяется 350 млн. латов, надо понять, куда уходят эти деньги. Необходимо перечеркнуть то, что было, убрать секторный подход к бюджетированию, определить, какие образование и наука нам нужны. Но сделать это в условиях узкопартийной направленности властей невозможно.
Изменить систему управления в корне
И. Герчиков: Необходимо кардинально изменить систему управления. Законодательная власть не должна иметь никакого отношения к исполнительной. Так, как это сделано во многих странах. Даже в соседней Литве у президента гораздо больше власти, чем у нас.
Сегодня в латвийском правительстве находятся “люди с улицы”, эта традиция появилась еще в брежневские времена, когда профессионалов на министерских постах сменили партийцы. Нами сегодня управляют те, кто придерживаются таких же взглядов. Либо дельцы, типа Шлесерса, которые в любом проекте видят только свою собственную выгоду. Не считаю верной установку, что, даже приворовывая, можно приносить пользу стране. Вор должен сидеть в тюрьме, как говорил Шарапов в известном всем фильме.
Надо начать все с нуля. Категорически отойти от партийного принципа в управлении страной. Изменить Сатверсме, чего не смог сделать Ульманис. Разделить две ветви власти: Сейм и партии не должны управлять правительством. Сейм должен иметь законодательную власть, а правительство — экономическую. Президент должен перестать быть куклой, быть беспартийным и всенародно избранным. Он должен иметь право назначать правительство, исполняющее только профессиональные функции. При разделении властей обязательно найдутся профессионалы, которые захотят показать результаты своей работы.
И только тогда общество поневоле начнет консолидироваться.
Объединиться, чтобы выжить
И. Герчиков: Я очень скептически отношусь к таким организациям, как профсоюзы, руководимые Кригерсом и конфедерация работодателей под предводительством Гаврилова. Именно они подписали договор с правительством Домбровскиса об урезании бюджета. Эти общественные организации всегда демонстрировали бурную деятельность, занимали соглашательскую позицию по отношению к властям, и не нужны, по большому счету, ни работникам, ин работодателям.
Вот и вчерашний митинг на Эспланаде можно считать инсценировкой, театром. Серьезные народные возмущения мы увидим уже нынешней осенью.
И. Судраба: Осенью у людей просто не будет денег на оплату отопления, газа. Вырастут неплатежи по кредитам. Пока еще люди опасаются не платить за жилье. Но быстро вспомнятся 93-94 гг., когда адвокаты учили людей платить хоть “копейку”, чтобы не было претензий со стороны управляющих.
И. Герчиков: В Латвии 35% пенсионеров работают, им сегодня срезали пенсии на 70%. Неизбежно начнутся судебные процессы. Тем более что уже есть прецедент, когда Конституционный суд вынес решение в пользу пенсионеров. Если президент Затлерс подпишет изменения в Закон о пенсиях, это будет началом его конца…
Революция начинается там, где противоречия в обществе проявляются сильнее всего. Вспомним, что было в Риге в 1905 году, когда революция началась именно здесь. У нас и сегодня достаточно потенциала, и противоречия между классами имущих и неимущих налицо. У нищих нет национальности. Беда сплачивает всех. Во время январского восстания 1991 года латыши и нелатыши шли на парламент вместе, плечом к плечу… Думается, в следующем году выборы в Сейм будут совсем другими.
И. Судраба: Люди должны думать, анализировать — за кого голосовать, что будет со страной дальше. Иначе им ничего не останется делать, как покидать свою родину в поисках лучшей доли. Обсудить новость в форуме
Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться
|