Закон о МСП принят в первом чтении (Закон о МСП принят в первом чтении)
В пятницу депутаты Государственной думы в первом чтении рассматривали проект Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». С докладом по данному вопросу выступила заместитель председателя Комитета Государственной думы по экономической политике, предпринимательству и туризму Е.Панина.
Она напомнила, что сегодня сфера малого бизнеса в РФ регулируется устаревшим 88-ФЗ, из которого к тому же с 1 января 2005 года был исключен целый ряд статей, что сделало его «практически недееспособным». Кроме того, им регулируется только сфера малого бизнеса, в то время как мировая практика свидетельствует, что на развитие экономики большое влияние оказывает и средний бизнес. В связи с этим, заметила Е.Панина, и необходим новый закон. В целях создания современной законодательной базы для этого сектора экономики депутатами Госдумы и был внесен рассматриваемый законопроект.
В своем докладе Е.Панина охарактеризовала ряд основных положений данного документа. Так, им устанавливается, что развитие МСБ осуществляется при реализации государственной политики в этой сфере. Зампред Комитета ГД считает, что данная норма имеет «решающее значение» для этого сектора экономики России.
Также в законопроекте прописаны два основных критерия отнесения предприятий к субъектам МСБ. Один из них – средняя численность работающих, и в соответствии с этим критерием устанавливается 3 вида предприятий: микро- (до 15 человек сотрудников), малый бизнес (от 16 до 100 чел.), средний бизнес (101-250 чел.). Е.Панина отметила, что благодаря данному критерию станет возможным соотнести законодательство в сфере малого бизнеса РФ и ЕС.
Второй критерий – это выручка от реализации товаров, работ, услуг (без учета НДС), или балансовая стоимость активов предприятия за календарный год. Количественный показатель этого критерия устанавливает Правительство РФ для каждой категории МСБ.
Е.Панина считает, что установление дифференцированных критериев для МСБ позволит сформировать самостоятельные специальные программы поддержки для каждого вида предприятий.
Также законопроектом установлены принципы государственной политики в сфере МСБ. Основной из них – распределение полномочий в сфере поддержки МСБ между федеральной, региональной и муниципальной властями. Кроме того, предусматривается создание на уровне муниципалитетов советов по развитию МСБ, в их состав должны войти представители некоммерческих организаций предпринимателей.
Законопроектом устанавливаются и особенности правового регулирования МСБ. Среди них Е.Панина назвала специальные налоговые режимы, упрощенную систему ведения налогового учета, бухгалтерской и статистической отчетности, особенности приватизации государственного и муниципального имущества, формы участия в размещении госзаказа, меры защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля и надзора.
В документе прописаны основные принципы поддержки МСБ. К ним зампред думского комитета отнесла обеспечение доступа к инфраструктуре, равный доступ к федеральным, региональным и муниципальным программам поддержки, а также открытость предоставления этой поддержки.
В проект ФЗ включен закрытый перечень видов деятельности, по которым не может предоставляться господдержка. К ним относятся кредитная, страховая сферы, инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды, участники рынка ценных бумаг, участники соглашений о разделе продукции, а также нерезиденты РФ. Также предусматривается закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении поддержки.
Е.Панина рассказала и о возможных видах этой поддержки. Так, МСБ может претендовать на финансовую, имущественную, информационную поддержку, поддержку внешнеэкономической деятельности, помощь при подготовке кадров, поддержку в сфере сельского хозяйства и пр.
Финансовая поддержка, в частности, предусматривает выдачу МСБ субвенций и субсидий, предоставление госгарантий и поручительств, бюджетных кредитов, развитие лизинга и т.д. Под имущественной поддержкой подразумеваются особенности приватизации государственного имущества, предоставления в аренду государственного и муниципального имущества, кроме того, существует возможность установления для этих предприятий пониженной ставки арендной платы.
Также предполагается формирование специальных целевых фондов государственного и муниципального имущества для целей МСБ. Субъекты РФ при этом наделяются правом предоставления дополнительных видов поддержки за счет средств собственных бюджетов.
Е.Панина сообщила, что принятие данного законопроекта потребует внесения изменений в ряд действующих законов: о местном самоуправлении, о госрегистрации юридических лиц, о ККТ и др. В связи с этим группой депутатов был внесен в Госдуму проект ФЗ, предусматривающий внесение всех необходимых изменений в эти законодательные акты. На сегодняшний день он находится в процессе согласования.
Кроме того, по словам Е.Паниной, принятие данного законопроекта будет означать, что 88-ФЗ утратит силу. В связи с этим Комитет ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму предлагает ввести переходный период в 6 месяцев для тех предприятий, которые не отвечают критериям МСБ нового закона, но действуют по нормам старого. В этот период они сохранят право на ранее предоставленные им льготы и преференции.
Е.Панина сообщила, что концепцию данного законопроекта поддерживают Комитет ГД по собственности и Комитет ГД по местному самоуправлению, а также Комитет СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности. В свою очередь Комитет ГД по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует принять данный документ в первом чтении. Е.Панина заявила, что «его принятие станет реальной основой для развития МСБ в РФ».
Вопросы к докладчику касались, в основном, форм поддержки МСБ при приватизации муниципального имущества, которая предстоит в связи с принятием закона о местном самоуправлении; порядка формирования фондов государственного и муниципального имущества; коррупциогенности отдельных положений закона; критериев отнесения предприятий к субъектам МСБ по численности и выручке в отдельных отраслях экономики.
В своих выступлениях депутаты в целом поддержали данный документ, но также был высказан ряд замечаний. Депутат Валентин Романов (КПРФ) посчитал, что, так как сегодня в структуре российского малого бизнеса отмечается перекос в сторону торговли, то в законе необходимо прописать механизмы поддержки малого бизнеса по отдельным отраслям, прежде всего в сфере производства.
Также он считает, что ко второму чтению законопроект должен стать «более конкретным». Особое внимание, по его мнению, необходимо обратить на статьи, содержащие потенциальные возможности для коррупции.
Более критичным было выступление Валерия Зубова («Справедливая Россия»). По его мнению, данный законопроект – один из тех, «за которые надо автоматически голосовать». В то же время, по его словам, «нужно быть бдительными»: есть опасность, что данный законопроект после принятия сопровождающего его пакета законопроектов «будет выхолощен».
В.Зубов также считает, что неверно обозначена цель закона – самозанятость населения. По его словам, во всем мире целью подобных законов является стимулирование научно-технического прогресса, двигателем которого является именно малый бизнес. Он также обратил внимание на то, что данный закон не будет работать без принятия законов по тарифам естественных монополий, по упрощенной системе кредитования МБ, о СРО. По его мнению, необходим также специальный орган управления развитием малого бизнеса в РФ.
Депутат Юрий Савельев («Родина») считает, что ко второму чтению в документе нужно «формализовать льготы малому бизнесу в процентном и денежном выражении», особенно тщательно этот момент нужно прописать для малого предпринимательства в научно-технической сфере.
Депутат Сергей Попов считает, что данный законопроект рамочный и «никому от его принятия лучше не станет». По его словам, чтобы законопроект стал работающим, в нем следует прописать механизмы предоставления льгот и форм поддержки, а в статье, касающейся региональной поддержки, - стимулы для субъектов РФ по развитию малого бизнеса. Кроме того, С.Попов считает, что законопроект необходимо направить в комиссию Госдумы по коррупции.
По итогам обсуждения законопроект был принят в первом чтении: за него единогласно проголосовало 427 депутатов.
Ссылки по теме:
Депутаты откликнулись на предложение президента по развитию МБ В Госдуме обратили внимание на слова президента о малом бизнесе Минфин будет против закона о МБ Попадет ли закон о МСБ в Думу? Закон о МБ нужен «как воздух» Судьба закона о МБ решится через 2 недели МСБ мешает развиваться несовершенство законов Закон о МБ - принять как можно быстрее Законопроект о МСБ не даст серьезного развития этого сектора экономики Закон о МБ – давно ожидаемый и необходимый
Другие документы по тематике «»:
Всего документов: 28 | Показаны [16-20]
Закон о малом бизнесе получил «президентское ускорение» (Закон о малом бизнесе получил «президентское ускорение»)
Правительство РФ подготовило пакет законопроектов по поддержке МСП (Правительство РФ подготовило пакет законопроектов по поддержке МСП)
Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 О предельных значениях выручки МСП (Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 О предельных значениях выручки МСП)
Указ Президента РФ от 15.05.2008г. N 797 <О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности> (Указ Президента РФ от 15.05.2008г. N 797 <О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности>)
Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации. (Закон о развитии малого и среднего предпринимательства)
Страницы: «« « 1 2 3 4 5 6 » »»
|