Концепция МЭРТ проекта ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства" (Концепция МЭРТ проекта ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства")
1. Основная идея, цели и предмет правового регулирования законопроекта
Основной идеей законопроекта является совершенствование государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, направленное на дальнейшее формирование правовых инструментов, способствующих развитию сектора малых и средних предприятий.
Целью законопроекта является формирование нормативных правовых механизмов и институтов, обеспечивающих создание благоприятных условий для осуществления субъектами малого и среднего бизнеса предпринимательской деятельности, обеспечение конкурентоспособности .малого и среднего предпринимательства, развитие субъектов среднего предпринимательства как основы конкурентной среды, увеличение общего количества действующих субъектов малого предпринимательства, развитие самозанятости населения, увеличение доли производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ и услуг в валовом внутреннем продукте, налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации (далее - Закон).
Предметом правового регулирования являются общественные отношения, возникающие между юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, органами государственной власти и органами местного самоуправления при формировании и реализации -государственной политики развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
Законопроект будет распространяться на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченных на нормативное правовое регулирование и проведение государственной и муниципальной политики по развитию малого и среднего предпринимательства.
Необходимо обеспечить сопоставимость законодательства по развитию малого и среднего предпринимательства стран Европейского союза (Рекомендации Европейской Комиссии от 6 мая 2003 года для определения микропредприятий, малых и средних предприятий 2003-361-ЕС) и Российской Федерации, в связи с чем выделить три вида субъектов экономической деятельности: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия - не более 50 человек, средние предприятия - от 51 до 250 человек. Предлагается на данном этапе отказаться от использования стоимостного показателя в качестве критерия выделения сектора малого и среднего предпринимательства. Дополнительно, данное разделение позволит формировать самостоятельные, специализированные программы для каждого вида малых и средних хозяйствующих субъектов.
Законопроект установит основные принципы государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства, такие как: участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, общественных объединений предпринимателей и иных некоммерческих организаций предпринимателей в выработке государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства, в разработке, экспертизе проектов нормативных правовых актов, государственных и муниципальных программ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства; равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критерием предоставления поддержки, к видам и формам указанной поддержки; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий предпринимательской деятельности.
Предусматривается закрепление непосредственно в законопроекте наиболее важных сфер законодательства Российской Федерации, в которых необходимо установить особенности правового регулирования, в том числе: особые налоговые режимы, стимулирующие развитие малого и среднего предпринимательства, упрощение налогового учета и отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства; упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства; упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности; меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора).
В связи с реформой межбюджетных отношений необходимо разграничить полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, сохранив одновременно сферу развития малого и среднего предпринимательства как совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В законопроекте следует предусмотреть правовые основы для деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществляющего нормативное правовое регулированное сфере развития малого и среднего предпринимательства, федерального органа исполнительной власти в сфере развития малого и среднего предпринимательства, а также для разграничения компетенции в сфере развития малого и среднего предпринимательства между иными федеральными органами исполнительной власти на основе решений Правительства Российской Федерации.
Законопроектом закрепляет принцип, в соответствии с которым в сфере развития малого и среднего предпринимательства федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Предлагается установить ограничения на поддержку за счет средств соответствующих бюджетов для субъектов предпринимательской деятельности, занимающихся определенными видами предпринимательской деятельности (кредитные, страховые организации, ломбарды, организации игорного бизнеса, участники соглашений о разделе продукции и др.). Перечень видов деятельности соответствует ограничениям на право применения упрощенной системы налогообложения (статья 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации). В перечень включены виды деятельности, обеспечивающие высокий уровень доходности, в связи с чем оказание финансовой поддержки за счет бюджетных средств является неоправданным.
Законопроект устанавливает уведомительную процедуру подтверждения соответствия субъекта предпринимательской деятельности статусу микро, малого или среднего предпринимательства, что полностью соответствует Рекомендациям Европейского Союза; устанавливает основные принципы оказания государственной поддержки, а также закрытый список причин для отказа от предоставления поддержки (непредоставление документов, невыполнение требований, потеря статуса субъекта малого или среднего предпринимательства).
В целях реализации принципа открытости процедур предоставления поддержки и общественного контроля за целевым и эффективным использованием средств бюджетов всех уровней предлагается сформировать реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, получающих государственную (муниципальную) поддержку. Реестр содержит информацию о получателе поддержки (наименование, адрес, ИНН и т.п.), организации, предоставившей поддержку, объеме, направлениях, сроках предоставления поддержки. Раскрытые иных сведений о показателях, характеризующих реализацию мероприятия, допускается только при согласии получателя поддержки. Реестр является государственным информационным ресурсом.
В целях привлечения общественных объединений предпринимателей к формированию и реализации государственной политики развития малого и среднего предпринимательства вводится обязанность федеральных органов исполнительной власти при формировании Советов по развитию предпринимательства не менее двух третьих от общего числа советов формировать из представителей указанных общественных объединений.
Законопроект вводит новый принцип отнесения организаций к объектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства - это любые коммерческие и некоммерческие организации, участвующие в реализации государственных и муниципальных программ по развитию малого и среднего предпринимательства.
В законопроекте предлагается закрепить следующие виды поддержки развития малого и среднего предпринимательства: финансовую, имущественную, информационную поддержку, поддержку внешнеэкономической деятельности.
Предлагается сформировать открытый перечень форм поддержки, оказываемой в рамках каждого вида поддержки.
Так, к финансовой поддержке отнести компенсацию расходов субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе по договорам оказания услуг; предоставление субсидий, субвенций субъектам малого и среднего предпринимательства или организациям инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и др.
Имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления будет осуществляться в виде финансирования создания, эксплуатации и содержания некоммерческих организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, оказывающих специализированную поддержку; формирования особенностей приватизации государственного и муниципального имущества субъектами малого предпринимательства и др.
Информационная поддержка малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления включает создание, содержание федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и сетей по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства; информационное обеспечение граждан, организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, органов государственной власти, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций на основе государственных информационных ресурсов.
Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства со стороны органов государственной власти и местного самоуправления осуществляется в виде сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в сфере развития малого и среднего предпринимательства; оказания содействия в продвижении на рынок иностранных государств российских товаров, услуг, объектов интеллектуальной собственности и в привлечении инвестиций в Российскую Федерацию, а также в создании благоприятных условий российским участникам внешнеторговой деятельности.
2. Место будущего закона в системе действующего законодательства
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов» законопроект относится к отрасли законодательства в области хозяйственной деятельности.
Законопроект направлен на реализацию положений статей 7 и 34 Конституции Российской Федерации о свободе экономической деятельности, о гарантировании свободного использования своих способностей и своего имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Кроме того, законопроект развивает положения статьи 55 Конституции Российской Федерации о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены.федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3. Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования общественных отношений
14 июня 1995 г. вступил в силу Федеральный закон № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», предусматривающий установление критериев отнесения хозяйствующих субъектов к категории малых предприятий, основы создания инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, программно-целевой метод финансирования развития предпринимательства, специальные правовые нормы в сфере налогообложения, государственной регистрации, кредитования, страхования, внешнеэкономической деятельности, направленные на создание льгот и преференций для данного сектора экономики.
За период, прошедший с 1995 года были приняты специальные законы (Раздел VIII. 1 «Специальные налоговые режимы», Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»), что привело к коллизии норм федерального законодательства и отмене ряда .статей Закона (2004 год).
Вместе с тем, осталась актуальной проблема формирования и реализации эффективной государственной политики развития малого предпринимательства, адекватной требованиям современного уровня развития экономики и конкуренции.
При подготовке концепции использован современный зарубежный опыт программ содействия малому и среднему предпринимательству.
На уровне Европейского Союза приняты Рекомендации Европейской Комиссии от 6 мая 2003 года для определении микропредприятий, малых и средних предприятий 2003-361-ЕС, Регламент ЕС № 70/2001 о рамках государственного содействия стран - членов ЕС малым и средним предприятиям.
Совершенствование законодательного регулирования в сфере малого и среднего предпринимательства осуществляется и в странах - участниках СНГ. С этой целью постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2005 года № 450 утверждена Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы.
4. Социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации законопроекта
Принятие законопроекта позволит сопоставимость законодательства Российской Федерации со странами Европейского Союза и странами-участниками СНГ, обеспечить законодательное закрепление полномочий между федеральным, региональным и местным уровнями власти, закрепить отрасли законодательства, в которых обязательно формируются льготы и преференции для субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечить открытость и гласность при формировании и реализации государственных программ поддержки предпринимательства, сформировать эффективную инфраструктуру поддержки предпринимательства.
Другие документы по тематике «»:
Всего документов: 28 | Показаны [-64--60]
Страницы: «« « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 » »»
|