Автопарк столицы продолжает расти как на дрожжах. На прошлой неделе Госавтоинспекция зарегистрировала в городе миллионное авто. Как полагают эксперты, реальный показатель выше как минимум на 50%. И эти факты вряд ли вводят в эйфорию автолюбителей со стажем. Уже сейчас транспортная инфраструктура едва справляется с таким количеством машин и близка к коллапсу.
Впрочем, ожидаемое уже в следующем году начало стагнации столичного рынка наверняка заставит дилеров зарабатывать на сопутствующих направлениях бизнеса, в том числе и сервисе, что по идее должно облегчить жизнь владельцев транспорта. По крайней мере, в части "лечения" их четырехколесных друзей.
Авто не помещаются в столице
Неуемное стремление киевлян обзавестись собственным автотранспортом принесло свои плоды - на прошлой неделе Государственная автоинспекция сообщила, что зарегистрировала в столице миллионный автомобиль. По информации Auto-Consulting, еще на начало года количество авто не превышало 764 тыс.
Правда, эксперты полагают, что реальные цифры отличаются от официальных. В действительности в Киеве насчитывается не менее 5 млн жителей, а техники - как минимум на 50% больше, чем показывает ГАИ, так как многие из тех, кто не имеет киевской прописки, регистрируют своего железного коня на исторической родине, а реально проживают и пользуются транспортом в столице.
Как говорят в Auto-Consulting, средние данные, которые можно считать близкими к реальности, составляют порядка 305 авто на 1 тыс. киевлян (среднеевропейский показатель - 400/1 тыс. чел.), что тоже весьма неплохо, учитывая, что в среднем по Украине эта цифра почти вдвое меньше - 157 машин на 1 тыс. жителей.
Дилеры утверждают, что на столичный регион приходится порядка 25% общенациональных продаж. Причем недавние проблемы с выдачей банковских кредитов сказались на показателях продаж киевских салонов в меньшей степени, чем в целом по стране. Руководитель отдела маркетинга корпорации "АИС" Вадим Данилевич утверждает, что по Украине объемы реализации техники в мае-июне после сокращения заимствований сократились гораздо существенней, чем в Киеве.
Говоря о привлекательности столичного авторынка для дилеров, директор по маркетингу компании "Киа Моторс Украина" Иван Луций отмечает его сравнительно большую емкость (170 тыс. новых машин в год) и высокую платежеспособность потенциальных клиентов. Стоимость среднестатистического авто, покупаемого в столичных салонах, составляет $23 тыс., что позволяет продавцам рассчитывать на $4 млрд в год.
Существенно отличается от общенационального и список наиболее продаваемых в Киеве автомобильных брэндов. По данным Auto-Consulting, наибольшим спросом пользуется Chevrolet, на долю которого приходится почти 9%. Бессменный лидер украинских продаж - ВАЗ - в столице только на втором месте и довольствуется скромными 8,5%. Дорогие автомобильные брэнды, в частности Mersedes, Lexus, Acura, BMW, которые в национальных масштабах претендуют на десятые, а то и сотые доли процента, в Киеве чувствуют себя достаточно неплохо - по итогам первого полугодия их доля колеблется от 0,5 до 1,5%.
Праздник не вечен
Неудивительно, что за увеличение объемов продаж в столице между дилерами ведется особенно ожесточенная борьба. Несмотря на и так самое высокое по стране насыщение Киева автосалонами, только в течение последних двух лет в городе открылось не менее двух десятков новых точек продаж. Причем продолжают анонсироваться все новые и новые салоны. Инвестиции в автомобильную инфраструктуру (склады и СТО) пока отстают, что уже привело к коллапсу на рынке. По данным экспертов, дефицит сервисных услуг в столице уже достигает 60%, что вынуждает автовладельцев стоять в длительных очередях. Рост продаж эту ситуацию только усугубит.
И все же автомобилей на дорогах становится больше. В Auto-Consulting прогнозируют, что киевский рынок без труда проглотит еще 80 тыс. машин, и это без обновления устаревшей техники. Учитывая нынешние темпы насыщения, произойдет это уже в ближайшие полгода. Впрочем, пир продлится недолго. Эксперты видят за нынешними оптимистическими цифрами призрак будущей стагнации. Иван Луций отмечает постепенное снижение доли столицы в структуре общенациональных продаж. "Если еще пять лет она составляла примерно 30%, то на сегодняшний день снизилась до 20-22%", - говорит он. С коллегой согласна и PR-менеджер компании "Торговый дом "НИКО" Алена Семыкина, по данным которой динамика продаж авто в Киеве замедляется. "Количество регистраций за первое полугодие 2008 г. увеличилось всего на 22,3%, тогда как немало регионов страны (в частности Винницкая, Волынская, Донецкая, Житомирская, Ивано-Франковская обл.) показывают рост в 50%", - рассказывает она. Как прогнозирует Семыкина, уже в течение ближайших двух лет динамика продаж в столице еще больше замедлится и вряд ли превысит 18-20% в год, тогда как по другим регионам будет держаться на уровне 30-40%, что снизит долю Киева на авторынке страны до 15-16%.
В таких условиях дилерам будет все сложнее содержать фешенебельные салоны, занимающие сотни квадратных метров дорогой столичной недвижимости. А жесткая конкуренция за покупателей заставит их быть более изобретательными в разработке различных акций и программ лояльности и повысить затраты на рекламу. Снижение продаж заставит салоны уделять больше внимания сопутствующим направлениям бизнеса, в частности сервису.