Тематика: Финансы
Многие российские компании не понаслышке знают, что такое бюджетирование. Однако когда дело доходит до контроля исполнения бюджета и его анализа, большинство фирм сталкивается со множеством вопросов: каким образом осуществлять контроль, кто это должен делать, как оценивать возникшие отклонения.
В основе концепции бюджетного контроля лежат два понятия: план и факт. Цель контроля и анализа исполнения плановых бюджетных показателей - управление отклонениями, влияющими на финансовые результаты. В процессе контроля бюджетный контролер, во-первых, собирает, обрабатывает и анализирует информацию о фактических результатах финансово-хозяйственной деятельности. Во-вторых, выявляет отклонения от плановых значений и анализирует их причины. В-третьих, принимает управленческие решения по корректировке планов и бюджетов в допустимых случаях.
Чтобы осуществить эти функции, важно наладить эффективную систему контроля.
Проверенные методы
В компании может быть реализовано множество различных методов контроля бюджета. Многие из них являются узкоспециализированными и достаточно сложны (например, метод "освоенного объема" для оценки исполнения бюджета проекта). Мы остановимся на двух общепринятых способах:
- контроль бюджетов по отклонениям; - оперативный контроль платежей (казначейский контроль).
Бюджет компании представляет собой финансовый план действий по достижению уровня прибыльности. Поэтому основой системы контроля должен быть контроль затрат. Для его реализации используется расчет отклонений, в ходе которого:
- выявляют отклонения на основе данных управленческого учета (если обеспечена однородность плановых и фактических данных); - оценивают отклонения с точки зрения влияния на запланированный результат; - определяют характер отклонений (например, регулярное или случайное) и их причины, которые могут быть как внутренними, так и связанными с непредвиденными изменениями внешних условий; - подготавливают рекомендации и возможные управленческие решения на основе анализа отклонений.
Эти функции, как правило, выполняют финансово-экономические службы: планово-экономический отдел, либо отдел бюджетного планирования (в зависимости от организационной структуры предприятия).
Чтобы выявить отклонения, специалисты финансово-экономической службы постатейно сравнивают фактические и плановые данные. А для того чтобы оценить влияние отклонений на запланированный результат, они используют расчет удельного веса отдельных статей. На примере (см. таблицу) представлен расчет отклонений фактических величин от плановых: по доходным статьям (реализация по товарам) используется формула "факт" - "план", по расходным статьям - формула "план" - "факт".
Мы видим, что компания получила на 50 000 рублей меньше прибыли, чем было запланировано. Чтобы определить влияние на это отклонение доходных и расходных статей, нужно рассчитать удельный вес по формуле:
("отклонение по статье"/ "отклонение по прибыли") х 100%
В столбце "Отклонение" мы получили данные, которые говорят о том, что полученная фактическая прибыль на 25 процентов ниже запланированной. Это, в свою очередь, на 60 процентов обусловлено тем (столбец "Удельный вес"), что увеличились постоянные затраты. И, соответственно, на 40 процентов - тем, что уменьшилась реализация.
На основе данных расчетов специалист финансово-экономической службы подготавливает аналитическую записку о рекомендациях по исправлению текущей ситуации в следующем отчетном периоде. Например, согласно данным расчетам, предприятию необходимо увеличить продажи на 20 000 рублей и снизить расходы по статье "Охрана" на 10 000 рублей, а по статье "Заработная плата" - на 30 000 рублей. При этом у предприятия есть резерв 10 000 рублей на дополнительные расходы по аренде.
Контроль отклонений по своей природе является "контролем по факту свершившейся операции". Он не способен предотвратить единичного факта финансово-хозяйственной деятельности, который приводит к неблагоприятному изменению. Но он эффективен на длительных бюджетных периодах, если проводится на регулярной основе. То есть, контролируя отклонения, возникающие в месячных бюджетах, можно успеть принять управленческое решение и выравнить показатели по году. Например, компания по итогам девяти месяцев получает данные о перерасходе денежных средств по статьям "Расходные материалы" и "Реклама". Соответственно, необходимо внести корректировки в бюджет 4 квартала: сократить расходы по соответствующим статьям, установив жесткие лимиты или контроль казначейского исполнения бюджета. В итоге это позволит устранить возникшее превышение.
Обсудить публикацию в форуме Зарегистрированные пользователи могут выставить оценку для этой публикации
Посмотреть текущий Рейтинг публикаций по оценкам наших пользователей.
Другие публикации по тематике «Финансы»:
Всего публикаций: 112 | Показаны [21-25]
Финансовые кризисы - предпосылки и условия Как известно, доминирующими причинами финансовых и банковских кризисов являются плохие макроэкономические условия, иначе говоря "плохая" бизнес-среда.
Проблемы финансового сектора Банковской системе не хватает капитала, что подрывает потенциал дальнейшего развития.
Меры ЦБ по поддержанию рынка Центральный банк принял ряд мер по снижению напряженности в банковской системе. С 11 октября были снижены нормативы обязательных резервов (т.е. средств, хранящихся в ЦБ ) по обязательствам перед физическими лицами в рублях 4 до 3%, по обязательствам перед банками-нерезидентами и прочим обязательствам - с 4,5 до 3,5%.
Оценка вероятности финансового и банковского кризиса в России Этот год отмечен активно развернувшейся дискуссией на тему стабильности российской финансовой системы.
Об одном механизме финансирования крупных проектов и программ и их рефинансирования финансовыми проектами Сегодня на финансовых биржах «прокручивается» в сутки до 2000 млрд. USD из которых только 30 млрд. USD реализуются в реальные проекты, что составляеть около 1,5% всего капитала. Следовательно финансовый рынок нельзя называть рынком для обслуживания реальных инвестиционных проектов и программ.
Страницы: «« « 1 2 3 4 5 6 7 8 9 » »»
|