Тематика: Финансы
«Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»;
но это было уже в веках, бывших прежде нас.
Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет,
Не останется памяти у тех, которые будут после»
Екклесиаст
1. Биржевой крах
В 1926-1928 г.г. экономика США находилась на подъеме. Увеличение объема производства благоприятно отражалось на финансовых показателях компаний, приводя к росту биржевых котировок акций. Общая стоимость выпущенных ценных бумаг на 1.10.1929 составляла около 87 млрд.долл. Об огромной мощи экономики свидетельствовал тот факт, что в 1929 году автомобильная промышленность выпустила около 5.4. млн.автомобилей, общее число машин в эксплуатации составляло около 26, 5 млн. Экономическое процветание породило теорию «просперити» - вечного процветания, на деле оказавшейся иллюзией.
В экономической идеологии того времени тотально доминировала доктрина невмешательства государства в экономику "laissez faire", постулирующая, что рыночные силы имеют неограниченные возможности для саморегулирования. Другой важной составляющей была ярко выраженная либерально-демократическая идеология, основанная на индивидуализме, принципе равных возможностей, социальной мобильности. С учетом специфики США, выражавшейся в значительной степени экономической свободы, духа свободного предпринимательства, экономического подъема, доступности земель, основная масса населения полагала, что личное достояние любого гражданина зависит исключительно от его способностей к предпринимательству и воли к работе. Однако в дальнейшем в конце 19 века в стране стал активно происходить процесс монополизации экономики, образования трестов, гигантских промышленных объединений, что привело к резкой концентрации национального богатства в руках ограниченного круга представителей крупного капитала.
К 1928 г. экономический цикл подошел к состоянию спада, что нашло отражение в снижении потребительского спроса и сокращении капиталовложений в экономику. Чтобы не допустить «посадки» Федеральная резервная система (ФРС) в 1927 г. увеличила объем денежной и кредитной эмиссии. В то же время основной объем финансовых ресурсов попал не в промышленность, а был вовлечен на фондовый рынок, спекулятивные операции на котором стремительно раздували «мыльный пузырь». На фондовом рынке образовалась пирамида, в результате которой котировки акций росли вне зависимости от финансовых показателей компаний. Значительная часть инвесторов использовали для работы на бирже кредитные ресурсы: акции закладывались в банке, брался новый кредит, на них покупались новые акции и т.д. Стремительный рост акций в свою очередь еще более способствовал оттоку ресурсов из реального сектора, что стимулировало снижение его показателей. Росту спекуляций способствовала низкая процентная ставка по кредиту - около 3.5-4 %. Рост фондового рынка порождал иллюзию экономического процветания, Президент Гувер заявил, что у него нет опасений за будущее страны. Несмотря на ряд предупреждений, денежные власти не приняли мер к изменению ситуации.
В понедельник 21 октября 1929 г. рынок получил первый тревожный сигнал - котировки акций пошли вниз при огромном объеме торгов (продано 6.1 млн.акций). Не смотря на тревожные сигналы основная масса игроков не верила в возможность резкого падения рынка. Однако не прошло и нескольких дней, как все стало на свои места - 24 октября (так называемый «черный четверг») на Нью-Йорской фондовой бирже произошел биржевой обвал. Уже через час после открытия торгов курсы акций стали падать и к 12.00 возникла паника - практически все стремились продать свои пакеты акций. Паника охватила весь рынок, все со страхом следили за падением котировок. Чтобы спасти ситуацию группа банков (во главе с Томасом Ламонтом, заместителем Д.П.Моргана) решило поддержать рынок и собрав по тем временам достаточно значительную сумму (по разным оценкам до 240 млн.долл.) вышли на рынок в качестве покупателей. На некоторое время это задержало спад, но затем все покатилось по наклонной - 29 октября (так называемый «черный вторник») на Нью-Йоркской бирже был поставлен рекорд Гиннеса - общий объем торгов по продаже составил 16,4 миллиона акций. Общий индекс к концу года упал почти в два раза. По эффекту домино падение продолжилось на европейский рынках (Лондон, Париж, Берлин).
2. Экономическая катастрофа
Начались массовые разорения компаний и частных лиц, сначала непосредственно втянутых в биржевую игру, а затем по цепочке неплатежей кризис захватил все экономику, перекинувшись и на Европейские страны. Экономический спад, признаки которого существовали еще до биржевого краха, резко пошел по нарастающей.
Первыми потеряли свои средства игроки, в числе которых были представители среднего класса, участвовавших в биржевой лихорадке - мелкие буржуа, интеллигенция, квалифицированные рабочие , зажиточные фермеры. Поначалу среди обычного населения, не занимавшегося спекуляциями преобладало настроение злорадства - алчность наказана. Однако затем по принципу домино кризис охватил банки, предприятия, состоятельных людей, поразив затем уже всю экономику. Великая депрессия привела к обнищанию и огромным страданиям десятки миллионов людей, значительным образом изменили психологию и мировоззрение людей, что нашло свое выражение в следующем сравнении: «Люди будут говорить «до 1929 года» и «после 1929 года», как, вероятно, дети Ноя говорили о временах до и после всемирного потопа».
Особенно тяжелым были социальные последствия: фермеры лишались земли, домовладельцы теряли дома, имевшие бизнес оказывались на бирже труда, все хватались за любую, самую черную работу, в городах выстраивались очереди за бесплатной похлебкой. Народ стал понимать, что их прежние идеалы либерализма и свободной экономики не работают - многие ранее успешные люди не в состоянии были ничего изменить, они теряли надежду, у многих опускались руки. Значительная часть фермерских хозяйств потеряла свою платежеспособность - не имея возможности погасить кредиты, выданные по залог земли, они лишались своих хозяйств. Широкий размах приняло бродяжничество, беспризорность, стали появляться заброшенные города . Например, в городе Акрон (штат Огайо), в котором основную занятость обеспечивали заводы резиновой промышленности, последние практически полностью свернули производство, основной банк города обанкротился, закрылся аэропорт, было уволено около половины полицейских, прекратилась уборка улиц.
О масштабе кризиса свидетельствую следующие данные: объем ВНП США в текущих ценах за 1929-1933 гг. упал в 1,85 раза с 103.9 до 56 млрд.долл., объем безработицы вырос с 3.2 % до 25 % в 1933 г., что составило около 12.8 млн.человек. По данным американской Ассоциации по исследованию проблем труда, число безработных было значительно выше - около 17 млн. Около 2.5 млн. человек остались без жилья . Разорилось около 135 000 компаний, доходы корпораций упали на 60 % . Объем загрузки металлургической промышленности в 1932 г. составлял всего лишь 12 % от мощностей. Спад в производстве автомобилей - составлял около 74,4%, железнодорожного состава - локомотивов и вагонов - около 100% . Общая капитализация рынка упала в 4.5 раза с 87 млрд.долл. (1.10.1929 г.) до 19 млрд. долл.(1.03.1933 г.) Фермерская недвижимость упала в цене более чем 10 раз - так ферма стоившая в 1929 г. около 100 тыс.долл. ушла за долги примерно за 5 тыс.долл. Началось массовое разорение фермеров, не способных погасить ссуды. За период 1929-1933 разорилось около 897 тыс. фермерских хозяйств, т.е. 14.3 % от общего числа. За счет падения спроса началась дефляция - общее снижение индекса цен за 1929-1932 г. составило 25 % .
3.Политическая борьба
После улучшения экономической ситуации летом 1933 г. политика нового курса обрела общую поддержку, Рузвельт приобрел авторитет спасителя от депрессии, в стране возникла обстановка национального единства. Однако уже к 1934 г. возникла оппозиция как слева, так и справа. Большинство простого населения не почувствовало кардинального улучшения ситуации: безработица оставалась очень высокой, ситуация в сельском хозяйстве была по-прежнему неважной. На этой волне в США стали усиливаться выступления трудящихся, особенно промышленных рабочих, требовавших увеличения помощи безработным, а также соблюдения предпринимателями 7а статьи НИРА, особенно реализации права на создание профсоюзов и заключения коллективных договоров. Америка стала «леветь», и Правительство было поставлено перед необходимостью принятия мер выгодных не только крупному капиталу, но расширению их эффективности по отношению к простым американцам.
С другой стороны, благодаря преодолению наиболее тяжелых последствий кризиса среди крупного капитала стала муссироваться идея о свертывании курса реформ, возвращении политики невмешательства государства, в особенности в части регулирования условий труда. Ультраправые силы, при участии таких гигантов, как автомобильного концерна “General Motors” и финансовой группы Дюпонов создали Американскую лигу свободы. Полагаясь на мощнейшую финансовую поддержку крупных монополий, лига стала действовать против политики Правительства. Существовали также ультрарадикальные лидеры, такие как сенатор от штата Луизиана Хью Лонг и католический священник из Детройта Чарльз Кофлин, выдвигавшие популистские идеи, адресованные в сторону самых обнищавших слове общества. По сути, их идеология представляла реальную угрозу прихода фашизма. Не менее важным было противостояние со стороны Верховного суда, придерживавшегося старых консервативных взглядов, 27.05.1935 суд признал неконституционным НИРА, затем 6.01.1936 закон о регулировании сельского хозяйства.
Эти факторы привели к новому этапу нового курса, характеризующимся левым, социальным поворотом в политике Правительства. «Вторые ста дней», пришедшиеся на весну и лето 1935 года, были ознаменованы важнейшими либеральными преобразованиями, положившим основу государственной системы социального страхования. Особенное противодействие вызвало принятие в августе 1935 года акта о регулировании держательских компаний в сфере предприятий общественного пользования, поставившего под государственный контроль деятельность компаний в сфере энергетики и газоснабжения. Кроме того, был принят закон, увеличивавшей налоги на сверхприбыли корпораций и физических лиц с высокими доходами.
Справа эти меры оценили как “чистейший пример коммунизма”. Рузвельт придерживался другой точки зрения: “Мало кто в Соединенных Штатах, так же сильно верит в систему частного предпринимательства, частной ответственности и частной выгоды, как я. И ни одно другое правительство в истории нашей страны не сделало для бизнеса больше, чем правительство Демократической партии, начиная с 1933 г”. Во время второго периода реформ Рузвельт позволил себе решительное наступление на интересы монополий : “Роялисты экономического мира, - говорил президент в одной из предвыборных речей, - признают, что обеспечение политических прав граждан составляет обязанность правительства, но они считают, что никому нет никакого дела до сферы экономического рабства... Но мы придерживаемся убеждения, что свобода не может существовать только наполовину. Если гражданину гарантированы равные возможности в процессе выборов, то он должен иметь соответствующие возможности и в экономической сфере” . Более активное продвижение социальных реформ обеспечило Рузвельту блистательную победу на выборах 1936 г, вызвавшую большой подъем среди простого народа, ожидавшего решительных мер со стороны Правительства. Однако политическая ситуация была крайне сложной. В конце 1936 года в стране начались массовые «сидячие стачки», охватившие крупнейшие отрасли промышленности. Под их воздействием многие монополисты, не смотря на свое недовольство, были вынуждены признать профсоюзы и начать заключение коллективных договоров. Ситуация в экономике улучшалась и давление справа увеличивалось. Даже определенная часть правящей Демократический партии стала поддерживать это настроение. И в январе 1937 г. в бюджетном послании к Конгрессу Президент был вынужден объявить о сокращении расходов на общественные работы и достижении большей сбалансированности бюджета. Столкнувшись с продолжающемся сопротивлением, начиная с 1937 г. Рузвельт был вынужден сосредоточится на мерах, закрепляющих основы своей политики. В качестве важнейших предложений была реформа Верховного суда и административная реформа. В феврале 1937 г. Рузвельт предложил дать ему право назначать дополнительных судей. В дальнейшем, в том числе после отставки ряда судей, Верховный суд изменил свою позицию и признал ряд важных законов конституционными. В то же время проект административной реформы был фактически сорван.
Осенью 1937 начался спад, максимальная глубина которого пришлась на весну 1938 г. Тут позиция крупного капитала разделилась - одна его часть наконец-то осознала необходимость государственного вмешательства, другая еще больше усилили свое противодействие. В конце 1937 года Правительство Рузвельта развернуло активную антимонопольную компанию, вылившуюся в принятии в 1938 году важнейших мер, в т.ч. возобновление широкомасштабных общественных работ, помощи мелким фермерам, принятии закона о справедливых условиях труда и т.д. После 1939 года Рузвельт сделал ставку на закреплении проведенной политики, ко всему прочему на горизонте замаячил призрак 2 мировой войны, и усилия Правительства стали концентрироваться в большей мере на внешней политике. Начало военных действий привели к активному росту экономики и окончательной стабилизации ситуации.
Несмотря на сложность политической ситуации и острую политическую борьбу, постоянную необходимость проталкивания экстраординарных мер, Ф.Рузвельт сохранил приверженность демократическим институтам, хотя в это же время в Европе доминировал тоталитаризм.
Обсудить публикацию в форуме Зарегистрированные пользователи могут выставить оценку для этой публикации
Посмотреть текущий Рейтинг публикаций по оценкам наших пользователей.
Другие публикации по тематике «Финансы»:
Всего публикаций: 112 | Показаны [56-60]
Денежный метеорит С недавнего времени у нас с вами снова появилась возможность заработать «на метеоритах».
Как стать промышленным альпинистом Работа - один из главных компонентов нормального человеческого существования.
Натуральное ремесло «Такие ноги идут на экспорт, за такие бедра дают ордена…» - эта фраза из некогда популярной песни не про них.
Такой необходимый стандартный ЭДО Введение единого стандарта электронного документооборота приведет к сокращению издержек инвесторов
Кредит без штрафа ЦБ предлагает не штрафовать за досрочное погашение небольших кредитов
Страницы: «« « 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 » »»
|