20.03.2009
Вчера на сайтах премьера и правительства появилась "Программа антикризисных мер на 2009 год". Казалось бы - вот оно, долгожданное счастье - ОНИ знают, КАК нас вести и - главное - КУДА. Скрижали антикризисного завета с тремя проблемами и семью заповедями - то, что нужно. Прежде чем переходить к фактуре, хотелось бы сказать пару слов об общем ощущении от документа - в процессе чтения меня не покидало чувство, что все это я уже где-то видел. И точно - теми же словами, тем же лексиконом унылого ополчения счетоводов была написана "Стратегия-2020" от Набиуллинского МЭРа, двести с гаком страниц невнятной цифири, протухшей с наступлением кризиса. Иначе, как саботажем и вредительством, подобный документ назвать нельзя - в первую очередь потому, что это - очень серьезный удар по Путину и его политике. Под "Программой…" нет подписи - а значит, все обвинения по умолчанию достанутся премьеру. Будучи людьми разумными, мы понимаем, что документ составлялся безымянными клерками из того же Минэкономразвития и смежных министерств, и лично Владимир Владимирович к его составлению отношения не имел. Что это? Глупость клерков - или целенаправленная попытка подставить Путина, очередное "вбивание клина" либеральным крылом? Скорее второе - ведь так просто - сначала написать благоглупости и аккуратно вставить их в антикризисный план через безымянных клерков - а потом шумно раскритиковать - но уже не клерков, а Путина. Слова, мол, общие, ничего конкретного - а не убрать ли его, уважаемый Дмитрий Анатольевич? Так что скрижали эти в формате 3+7 - скорее либерально-гонтмахеровские, нежели "путинские". И именно с этой точки их и следует рассматривать - как попытку не только насолить Путину, но и как попытку вредительства в масштабе всей страны. Иначе и быть не может.
Итак, три проблемы, обозначенных в документе - зависимость экономики от экспорта природных ресурсов, слабая конкурентоспособность несырьевых секторов экономики и недостаточная развитость финансового сектора. Иными словами, авторы "Программы…" ставят экспертное сообщество в известность о том, что вода мокрая, а Солнце светит. Все эти проблемы были известны задолго до кризиса - тем не менее благоприятная коньюнктура цен на энергоносители позволила расслабиться и получать удовольствие от сложившейся ситуации. Сверхприбыли, вместо того, чтобы вкладываться в несырьевые сегменты, в инновации и обновление производств - банально складывались в кубышку, названную сначала Стабилизационным фондом, а затем преобразованную в Фонд национального благосостояния и Резервный фонд. Что в итоге? В самой программе сказано - "К концу 2011 года в ФНБ останутся средства на сумму порядка 2% ВВП". Это при том, что средства Стабфонда последние года два составляли около 10% ВВП! То есть четыре пятых кубышки просто используются на латание кризисных дыр. Не правда ли, гениальное решение?
Реальные проблемы, стоящие на пути выхода из кризиса, в документе не указаны. А они есть, хоть и не столь известны и обсуждаемы, как три вышеперечисленные. Во-первых, крайне низкая социальная мобильность работоспособного населения. Да и та соцмобильность, которая есть - такая, что лучше бы и не было. Если и готов 30-35-летный безработный оторвать задницу от дивана - то только "в Москву, в Москву!" - при том, что нормальная соцмобильность подразумевает готовность ехать ОТ центра, а отнюдь не наоборот. Вторая реальная проблема - инфантильность работоспособного населения. Масса людей, принимающих решения, боятся сказать слово "Я", не готовы брать ответственность лично на себя. В первую очередь это касается всей чиновничьей массы - от правительства до последнего поселкового совета. "Мы приняли решение…" - это лишь забалтывание темы, что еще можно было позволить при высокой цене на нефть и отсутствии кризиса, но сейчас подобные слова смерти подобны. Собственно, в самой "Программе антикризисных мер…" не названа НИ ОДНА фамилия, НИ ОДНА должность, там вообще нет словосочетания "ответственный за исполнение". А ведь это не план на пять-десять лет, это план на ОДИН ГОД, даже, если быть точным - на девять месяцев. Отсюда же - и указанная выше низкая социальная мобильность. Третья реальная проблема - боязнь жестких решений в различных сферах. Да, в "Программе…" сказано, что "правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств", но не названо НИ ОДНОГО неэффективного производства. А ведь они должны быть известны правительству. То же самое касается проблем в образовательной сфере - за последние дни немало сказано о проблемах с трудоустройством выпускников ВУЗов, в "Программе…" упомянуто "увеличение числа бюджетных мест по наиболее востребованным техническим специальностям и снижение по специальностям в области экономики и управления, гуманитарных наук". Но, опять-таки, нет никакой конкретики, нет четко и ясно сказанных слов - в текущей ситуации мы не можем себе позволить огромного числа бездельников с дипломами "менеджеров". В стране юристов и экономистов - причем невысокого уровня - больше, чем инженеров. Нам необходимо ликвидировать ряд ВУЗов и факультетов в остающихся ВУЗах. Это было бы реальным антикризисным решением, а не латанием фурсенкова кафтана.
Теперь - о заветах-приоритетах.
- Сохранение и увеличение социальных обязательств. Сюда входит и социалка собственно, и медицина, и переобучение, и противодействие безработице. Заметим, что сюда же входит и поддержка нацпроекта "Здоровье", причем "основной акцент будет сделан на вопросах формирования здорового образа жизни, который, при активной его пропаганде, должен нивелировать негативные социальные явления, возникающие в условиях экономического кризиса". Я прекрасно понимаю, что пропаганда здорового образа жизни необходима - но для того, чтобы она была действенна, люди должны быть более-менее уверены в завтрашнем дне. Подтягиваться на турнике на голодный желудок почему-то не хочется. Что касается переподготовки и борьбы с безработицей - "Запланировано направить на опережающее обучение, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 173 тыс.человек, организовать 982 тыс. временных рабочих мест и рабочих мест на общественных работах, оказать материальную поддержку на предпринимательскую инициативу 55,8 тыс. человек, оказать адресную помощь при переезде в другую местность 15 тыс. человек.". Итого - 1 млн 225 тысяч. При том, что по словам главы Минсоцразвития Татьяны Голиковой, на данный момент число официально зарегистрированных безработных составляет 2 млн 132 тысячи человек. В связи с этим возникает вопрос - Голикова вообще видела "Программу…" или нет? Если видела - то куда, извините, девать еще 907 тысяч человек? Или госпожа Голикова не предполагала, что в кризис число безработных будет расти? Вопросы, вопросы.
- Сохранение и усиление промышленного потенциала. Ну, об этом я уже сказал выше - если нет сил и желания сказать, какие именно производства являются неэффективными - а какие, напротив, инновационны - то все прочее является пустым сотрясением воздуха. Безусловно, сохранение в докризисном объеме расходов на федеральную космическую программу и развитие гражданской авиации - вещь позитивная, но спустимся все-таки с грешных небес на не менее грешную землю. Что, например, с агропромышленным комплексом? Казалось бы, все прекрасно - "Приняты решения о субсидировании процентных ставок в размере 100% ставки рефинансирования Банка России по кредитам для отдельных подотраслей сельского хозяйства (мясное и молочное животноводство), для чего выделено 7 млрд. рублей. Еще 10 млрд. рублей выделено на возмещение 80% от ставки рефинансирования Банка России по кредитам, полученным в российских кредитных организациях остальными предприятиями АПК.". При этом ни слова не сказано о реанимации системы госзакупок сельскохозяйственной продукции, без чего все прочие телодвижения просто бессмысленны - то же самое молоко просто не доезжает не то что до потребителя - даже до переработчика. Предприятиям малого и среднего бизнеса в АПК банально невыгодно куда-то везти продукцию - на свой страх и риск. Субсидирование потребкредитов на покупку отечественных легковых автомобилей выглядит в текущей ситуации форменным издевательством. Все, кто хотел - машины приобрели, в том числе и в кредит, за прошедшие годы - и часть из счастливых автовладельцев уже пытается избавиться от прожорливого имущества. Кто в кризис будет покупать (!) в кредит (!!) отечественные легковушки (!!!), будучи в здравом уме? Однако, исходя из цифр, приведенных в "Программе…" и текущих цен на "Калину" того же АвтоВАЗа (к вопросу о неэффективных производствах), таких желающих наберется 87 тысяч с небольшим. И это при плане выпуска 590 тысяч машин в год. Куда денется все остальное? Поедет по "нулевым" транзитным ставкам на Дальний восток? Еще один аспект "развития промышленного потенциала" - декларированная ставка на развитие жилищного сектора. Подобное невозможно не процитировать полностью: "Развитие жилищного сектора выступает мощным источником внутреннего спроса, охватывающего различные сектора отечественной экономики. Одновременно строительство жилья является важным стабилизатором, способствуя укреплению позиций среднего класса - собственника." Ни слова не сказано о действиях по снижению цен на жилье, ни слова о малоэтажном строительстве - наиболее перспективном сегменте рынка жилой недвижимости. Я уж не говорю о необходимости строительства новых городов и развития инфраструктуры - в первую очередь за Уралом. Зато есть благие слова об обеспечении жильем всех ветеранов Великой Отечественной и о поддержке ипотечникам, имеющим право на получение материнского капитала. Вроде мелочь - 300 тысяч рублей на семью (от силы 5 квадратных метров в Москве) - зато забота проявлена, галочка поставлена.
- Развитие внутреннего спроса - как госзакупок, так и частного спроса. Любопытно, что этот пункт в документе подробно не рассмотрен вообще. Одни лишь благие пожелания, увы, никакой конкретики.
- Переход от "нефтяного" роста к инновационному; инвестиции в человеческий капитал. Опять-таки, слова "повышение эффективности систем образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, создание стимулов и инструментов улучшения жилищных условий" не говорят вообще ни о чем. Не приведены ни критерии эффективности, ни критерии оценки "человекоориентированных" отраслей. Нет в тексте и четкого определения, что правительство считает инновационными направлениями и что - энергоэффективностью экономики. Если я научился ловить рыбу сачком, а не удочкой - это инновационно? Если я лампочку в туалете выключаю - это энергоэффективно? Ни слова не сказано о новых направлениях энергетики, о разработке альтернативных источников энергии - а ведь это включает в себя оба термина. Или то, что слова об альтернативной энергетике прозвучали днем ранее из уст Ходорковского - накладывает табу на отрасль?
- Освобождение бизнеса от давления чиновников. И снова - констатация данности. Как дар Божий подаются проверки малого бизнеса не чаще трех раз в год - любой человек, хоть как-то соприкасавшийся с бизнесом превосходно знает, что для того, чтобы прикрыть бизнес. Достаточно одной проверки. Есть в документе уведомительное начало предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса (т.е. без необходимости получать лицензию), есть финансовая поддержка и вопросы кредитования - но нет самого главного, без чего не будут создаваться предприятия малого и среднего бизнеса в период кризиса. Нет освобождения от налогового бремени сроком хотя бы на три года. Только в этом случае мы можем получить новый сектор РЕАЛЬНОЙ, производящей экономики, а не вереницу ларечников формата "купи-продай".
- Нормализация финансового сектора.
- Макроэкономическая стабильность, снижение инфляции, монетизация экономики. По этим двум пунктам сказать особо нечего, за исключением того, что это все, опять же, не относящиеся к кризису вещи. Вопросы нормализации финансового сектора неразрывно связаны с необходимостью привести в чувство кредитные организации - в противном случае любой банк от трехлитровой банки будет отличаться лишь наличием персонала. Если мы говорим о поддержке реального сектора, о поддержке предпринимательства - будьте добры, приведите кредитные ставки в соответствие с реальностью, а не с желаниями господ банкиров. То же касается и инвестиционной привлекательности рубля - как только у нас появится конкурентоспособное, инновационное производство - в рубль будут вкладывать. Но здесь мы упираемся во все то же стандартное препятствие - сырьевую модель, части которой пролезли удивительным образом и в "Программу…": "Будет рассмотрен вопрос об освобождении инвесторов, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, от уплаты таможенных пошлин на вывоз круглых лесоматериалов." Инвестируй в приоритетные проекты - и вывози лес-кругляк на здоровье беспошлинно. Это всего лишь бизнес, ничего личного.
Подводя определенный итог, хотелось бы подчеркнуть два серьезнейших недостатка правительственной "Программы…", которые делают ее очередным нежизнеспособным набором благоглупостей, произведенным унылым ополчением счетоводов от Минэкономразвития.
В "Программе…" практически отсутствуют целевые показатели. Есть общие слова, обозначены затраты - но нет ожидаемых результатов. Я хочу видеть четкие, ясные цифры - вложив столько-то и столько-то, приняв такие-то меры, мы к 1 января 2010 года будем иметь, допустим, столько-то квадратных метров жилья в таких-то регионах. Или - количество бюджетных мест в таких-то инженерных ВУЗах будет увеличено на такую-то цифру. Есть цифры, есть конкретика - есть за что спрашивать. В противном случае правительство под бой курантов имеет полное право пожать коллективными плечами и радостно сказать - "Нишмагла".
В "Программе…" не обозначены лица, ответственные за выполнение тех или иных задач. Без конкретных фамилий "Программа…" остается набором хороших слов. У нас в стране, извините, кризис - поэтому люди имеют полное право знать, что министр Пупкин ЛИЧНО отвечает за обеспечение социально незащищенных слоев лекарствами. По большому счету, помимо фамилии, должен быть указан мобильный телефон чиновника - чтобы любой гражданин мог спросить - не высиживая очереди в приемной к секретарю помощника заместителя - что конкретно сделано.
Да, страшно. Чиновнику.
Но это - демократия. Настоящая. Прямая. Суверенная.
Они забыли, что реальность изменилась - и для пустословия нет времени.
Пришла пора напомнить. Обсудить новость в форуме
Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться
|