Сначала безудержный рост цен на бензин, а потом и сокращение доходов населения в буквальном смысле добили крупнейших производителей автомобилей. В прошлом месяце Honda снизила поставки на 25%, Toyota и Nissan – на 30%. В тяжелейшем положении оказался краса и гордость американцев General Motors. Из-за неумолимо снижающихся объемов продаж некоторые эксперты предсказывают супергиганту печальную перспективу: через пару месяцев здесь будет нечем платить рабочим.
У его «коллег по цеху» дела обстоят не лучше. Общий убыток GM, Ford и Chrysler LLC в первом полугодии 2008 года превысил 28 млрд долларов. Теперь их руководство не скрывает намерения сократить в будущем году рабочие места. По некоторым прогнозам, в целом по отрасли работу потеряют 2,5 млн человек. С начала года автомобильные предприятия США уволили уже более 1 млн работников. Хотя все еще может измениться, если правительство согласится предоставить им финансовую помощь в размере 50 млрд долларов, о чем компании уже попросили.
В то время как европейские и американские автолюбители с тоской поглядывают на новые машины, индийские потребители позволяют себе выбирать. Причем авто с маркой «Сделано в Индии» их не привлекает. Им хочется чего-то подороже. В результате смены настроения народных масс местный производитель машин эконом-класса Tata Motors Ltd. несет существенные убытки и закрывает заводы, а «Мерседес-Benz» и BMW, наоборот, считают прибыль. Объем годовых продаж первого концерна на 47% превысил результат прошлого года. Второй немецкий концерн увеличил продажи более чем вдвое.
Что касается России, то у наших автопроизводителей и дистрибьюторов дела обстоят пока не так плохо, как ожидалось. Рост процентной ставки по автокредиту на 1,5–3 % с конца сентября и тщательный отбор заемщиков в банках, конечно, внесли свою лепту в изменение спроса на внутреннем рынке. Как отмечает Ассоциация европейского бизнеса, в октябре в России было продано на 5,7% иномарок меньше, чем в сентябре. Однако в целом с начала года россияне купили на 36% иномарок больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Особым спросом пользовались автомобили компаний Fiat, ее объем продаж вырос на 289%, Saab – на 161%, MINI – на 141%. Растут продажи Peugeot – на 102%, Honda – на 101% и Toyota – на 56%. А вот продажи корейского концерна Hyundai снизились на 27%, Ford – на 18%, Nissan – на 24%, Volvo – на 20%. Также в минусе были производители Hummer (– 38%) и Alfa Romeo (– 50%).
Как ни странно, но возможный коллапс наших сограждан не пугает. Согласно исследованию Международной корпорации Nielsen Company, посвященному влиянию финансового кризиса на поведение автовладельцев и автомобильный бизнес в России, 48% респондентов ответили, что недавно купили или планируют в ближайшее время приобрести машину. Из них 70% выберут новый автомобиль. При этом 40% опрошенных имеют на покупку собственные средства, а 55% рассчитывают получить кредит.
Производители же в отличие от потребителей явно нервничают. Руководство ОАО «ГАЗ» даже отправило президенту России Дмитрию Медведеву письмо с предложениями по поддержке отечественного машиностроения. По мнению автопроизводителей, для стабилизации ситуации в отрасли государство должно выделить не менее 30 млрд рублей, ввести «временный запрет на приобретение иностранной машиностроительной продукции федеральными и региональными органами», обеспечить запланированные на 2009–2010 годы госзаказы, а также увеличить ввозные пошлины для легковых автомобилей с 25 до 35%, для грузовых –с 10–15 до 25% и для автобусов – с 10–20 до 25%.
Эту инициативу поддержал первый вице-премьер Игорь Шувалов, пообещав внести необходимые корректировки в таможенно-тарифное регулирование, чтобы защитить от западных конкурентов отечественный автопром. Комиссия правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике предложила кабинету министров такие размеры импортных пошлин, что эксперты от изумления потеряли дар речи. Так, для новых иномарок (для юридических лиц) и для легковых автомобилей от трех до пяти лет сборы увеличатся с 25 до 30%, для автомобилей старше пяти лет – с 2,5 до 5,7 евро за кубический сантиметр в зависимости от объема двигателя.
Не дожидаясь согласия кабинета министров, иностранцы, строящие в России свои заводы, поддержали протекционизм. Управляющий директор General Motors в России Крис Габби на открытии нового завода в Шушарах не скрывал радости. Еще бы, в США его коллеги сон потеряли, а он видит хорошие перспективы. «Предприятие, инвестиции в строительство которого превысили 300 млн долларов, планирует выпускать 70 тысяч автомобилей в год, в том числе кроссоверы Chevrolet Captiva, Opel Antara и седан Chevrolet Cruze», – пообещал Крис Габби.
А если учесть, что в феврале будущего года в Санкт-Петербурге откроет свой завод Nissan, в 2010 году – Hyundai, а за ними, не исключено, последует и Suzuki, то, надо полагать, россияне точно без «железных коней» не останутся.
Совершенно очевидно, что коррекция таможенной политики сузит импорт и тем самым спровоцирует рост цен на автомобильном рынке. Хотя россияне, как отмечают в Nielsen Company, не ожидают роста цен. Всего 10% опрошенных ожидают подобного развития событий, да и то на импортируемые машины. Людей в большей степени волнует возможное удорожание сервиса в ближайшие полгода.
Однако независимые эксперты предсказывают ценовой скачок на 10–15%. Особенно пострадают производители автомобилей представительского класса, полагает Иван Бончев, старший менеджер компании Ernst&Young,. Средний класс, который ранее был основным покупателем таких машин, естественно, будет выбирать что-то поскромнее. Надо думать, в моду опять войдут подзабытые «Жигули». Кстати, латыши уже пересаживаются на них, увеличив в октябре продажи российских авто на 66%. А значит, у отечественного производителя перспективы на самом деле хорошие.
|