17.10.2008
Кадровые перестановки были объявлены вчера и сегодня. Вчера их было несколько, а сегодня одна, но очень знаменательная. Начнем со вчерашних: во-первых, сменился руководитель администрации президента. Им был назначен Аслан Мусин, который до этого был председателем нижней палаты парламента. На его место, то есть на должность председателя нижней палаты парламента, председателя, спикера Мажилиса по предложениям депутатов был выдвинут Урал Мухамеджанов, человек, который раньше уже занимал этот пост. То есть он пришел с должности просто депутата на должность спикера нижней палаты, которую он когда-то и занимал. Руководитель администрации президента Кайрат Келимбетов стал председателем Фонда национального благосостояния 'Самрук-Казына'. Это фонд, который объединил два так называемых института развития - госхолдинг 'Самрук' и Фонд устойчивого развития 'Казына', теперь они слиты воедино и называются Фонд национального благосостояния 'Самрук-Казына'. Кайрат Келимбетов, стоит отметить, тоже вернулся на то место, которое он когда-то занимал: раньше он занимал пост руководителя Фонда устойчивого развития 'Казына', теперь он вернулся на прежний пост, только полномочия его расширены. Впрочем, тут стоит отметить, что председателем совета директоров этого Фонда национального благосостояния был назначен премьер-министр Карим Масимов. Тут возникает вопрос: победил ли Келимбетов Масимова в борьбе, которую он якобы с ним ведет? Не победил. То есть технически Масимов остался руководителем Келимбетова во всех смыслах, и как глава правительства, и как председатель совета директоров Фонда национального благосостояния.
Следующая перестановка: с должности первого заместителя председателя партии 'Нур Отан', которая возглавляется президентом, но понятно, что президент за всеми этими делами не следит, поэтому во многом его первый заместитель может рассматриваться как повседневный руководитель. Раньше эту должность занимал Адильбек Джаксыбеков, а сейчас Адильбек Джаксыбеков просто ушел с этой должности, непонятно куда, то есть не сказано, куда. У него, собственно, был большой бизнес, разветвленный, это корпорация 'Цесна', которая включает в себя и банковскую деятельность, и производственную, тут и сахар, и зерно, и строительство, много чего, была даже, кажется, футбольная команда. В общем, ему есть чем заняться. Потом понятно, что формально сейчас он возглавляет, но я думаю, что у него будет возможность проверить, все ли хорошо в его бизнес-хозяйстве.
А на его место зампреда председателя партии назначен Дархан Калетаев. Дархан Калетаев - это чиновник в чистом виде, который прошел путь по структурам Министерства информации, затем перешел в администрацию президента, которая пополняется во многом из этого министерства, в администрации президента работал несколько лет. И благодаря частой ротации кадров в администрации он в 36 лет, которые ему исполняются на днях, оказался фактически старожилом этой структуры, безусловно, почетным, но для большинства чиновников старой закалки не слишком-то желанным. Традиционно партийная работа считается утомительной и не слишком благодарной, но, безусловно, в нынешнем политическом раскладе, когда президент делает ставку на партию в своих политических реформах, это позиция достаточно перспективная. Эту позицию никак не использовал предыдущий зампред Адильбек Джаксыбеков, вероятно, он все-таки больше думал о своей корпорации 'Цесна'. Но Дархан Калетаев, насколько я знаю, человек более амбициозный и более активный, поэтому следует ожидать какой-то более активной партийной работы.
Еще одно назначение, которое интересно тем, что оно коснулось не очень дальнего родственника президента. В структурах казахстанских министерств есть такая должность - ответственный секретарь. Кажется, в российских министерствах есть должность статс-секретарь, это нечто аналогичное. То есть это люди, назначаемые президентом, президенту подчиняющиеся и не сменяющиеся вследствие смены руководства, так называемые не политические управленцы. Так вот, ответственным секретарем Минюста назначен Самат Абиш, он является племянником президента, 1978 года рождения, человек, как мы видим, молодой, но, безусловно, талантливый, раз, несмотря на свою молодость, сумел стать ответственным секретарем. Еще одно назначение: бывший аким области Кайрат Нурпеисов назначен заместителем руководителя администрации президента. Это назначение интересно тем, что он совсем недавно был переведен с должности акима области в его области на должность зам. министра финансов, и вот буквально через месяц переведен на новое место, зам. руководителя администрации.
Но это всё перемещения, скорее, горизонтальные, чем вертикальные. То есть президент продолжает политику не прогона по кругу, здесь, наверное, неправильно так сказать, а просто перемещения группы лиц из одной ветви власти в другую, из одного центра принятия решений в другой таким образом, что все люди из президентской колоды или обоймы превращаются в своего рода универсалов. Люди, которые поработали и в парламенте, и в партии, и в администрации, и на земле где-то в области, и, бывает, в госхолдингах, то есть имеют самый разнообразный опыт, не думаю, конечно, что они везде себя одинаково проявили, но, во всяком случае, так или иначе, себя проявили в глазах президента и какой-то опыт приобрели. Единственное, все считали, что для Дархана Калетаева, у которого назначение совпало с Днем рождения, что это как бы подарок, карьерный рывок. На самом деле, конечно, много зависит от него самого. До недавнего времени еще считалось, что зам. руководителя администрации президента - это позиция, которая дает гораздо больше административных рычагов и доступа к регулированию финансовых потоков и к воздействию на принятие решений, чем должность зам. председателя партии. То есть можно сказать, что многое сейчас зависит от самого Дархана, как он себя поведет, как он сможет актуализировать те ресурсы, которые потенциально в эту должность вложены президентом, которые ему предоставляются по статусу. И вот, наконец, последнее назначение, о котором объявлено только сегодня, это долгожданное назначение аксакала нашей политики, или как у нас говорят, агашки, Нуртая Абыкаева, который был послом Казахстана в Москве до последнего времени, а сейчас возвращен снова на родину и назначен на должность заместителя министра иностранных дел. Вот это то, что, наверное, будет самым обсуждаемым назначением.
А что это все будет означать в политике Казахстана?
Не думаю, что это связано с каким-то изменением политического курса, с какими-то переменами во внутренней политике. Это даже не связано с изменением задач, которые вдруг поставил перед страной мировой экономический кризис. В общем-то, кадровые перестановки, кадровые ротации - это также естественно и привычно для любого государственного аппарата, как смена времен года. Причем традиционно все кадровые перестановки осуществляются как раз осенью, и в данном случае это не стало исключением: кадровые перестановки произошли таким образом, что не изменили традиционного представления о борьбе каких-то соперничающих группировок. Многие прогнозировали и предсказывали, скажем, уход Карима Масимова с должности премьер-министра как человека, который не справился. Мне, например, непонятно, с чем он не справился, потому что в этом смысле весь мир должен хором уйти со своих постов, потому что не справился с экономикой никто. На самом деле я думаю, что Карим Масимов - это человек, у которого с президентом отношения рабочие, да и не рабочие, в общем-то, близки к идеальным, если сравнивать с другими главами правительств. То есть это человек, который чувствует себя достаточно уверенно, человек, который не паникует без повода, человек, который умет разговаривать с представителями бизнеса, и, в общем-то, для частного бизнеса казахстанского человек не чужой, он и сам работал в банковской сфере. Он человек одного поколения с теми бизнесменами, которые сейчас закрепились на командных высотах в казахстанской экономике. Он на самом деле в нормальных отношениях с представителями политической оппозиции, которые не слишком влиятельны в народе, но имеют много друзей среди бизнесменов. То есть для них Карим Масимов не враг, мягко говоря. В то же время это человек, имеющий очень хорошие, тесные связи с экономистами, политиками и бизнесменами на Западе, в том числе в Америке. Это человек, с другой стороны, позиция которой не является проамериканской в политическом смысле. То есть это человек, у которого, насколько я знаю, хорошие отношения и с российской управленческой и политической элитой, в том числе и с нынешним президентом России Медведевым. То есть это такой человек, враги которого - это, скорее, его конкуренты, то есть те, кто хотел бы, может быть, занять его место или видеть своего человека, лидера своего клана на его месте. Карим Масимов остается на своем месте, Кайрат Келимбетов, что характерно, перемещается на место, которое он когда-то занимал, и Урал Мухамеджанов перемещается снова на место, которое когда-то занимал. Все перемещения - ради того, чтобы не было застоя. И самое значимое перемещение - это, если рассуждать с точки зрения баланса сил, говорить о том, что какая же действительно серьезная, солидная гирька была брошена на какую-то чашу весов, то этой гирькой стал Нуртай Абыкаев.
Нуртай Абыкаев из тех немногих казахстанцев, чье имя и фамилия значат больше, чем его должность. То есть он занимал разные должности, но в любом случае он всегда был даже можно сказать - не правой рукой президента, а, скорее, тенью президента. И он был и доверенным лицом президента, и действительно очень верным соратником президента. Он, что называется, не без греха, наиболее скандальный эпизод в его карьере - это не состоявшаяся в итоге продажа Северной Корее казахстанских истребителей 'МиГ-21', устаревших, в общем-то, но для Северной Кореи, возможно, подходящих. Сделка, кстати говоря, вполне законная, но негативно встреченная американцами. В общем, скандал несколько искусственный, то есть это скандал был с американской точки зрения - как же так, кто-то осмелился Северной Корее что-то продать. После этого он был снят с должности председателя Комитета национальной безопасности, и тогда он как раз, кстати, по-моему, и перешел в МИД в первый раз. Он был послом Казахстана в Москве в последние годы и сейчас возвращается в Министерство иностранных дел. Он, возможно, уже действительно привык к дипломатической службе. Его старший сын Сергей дипломат, тоже работает в мидовской структуре, возможно, он уже свыкся с мыслью о том, что и сам он дипломат. Работа в Москве была не первой его работой в качестве посла, до этого он еще направлялся послом в Великобританию. Так что есть такая информация, что это решение было с ним согласовано, он пришел в Министерство иностранных дел, потому что чувствует себя здесь достаточно уверенно. В то же время он является человеком, который всегда участвовал, пусть, может быть, и не слишком активно, но всегда участвовал, и его слово много значило, в внеинституциональной процедуре принятия решений, в закулисной политике, политике, которая порой является реальной, а не сценической. Принятие многих важных решений, особенно кадровых решений, всегда происходило при консультациях с Абыкаевым, и какой-то консенсус казахстанской политической элиты без участия Абыкаева является невозможным на сегодняшний день. Его возвращение в Казахстан, мне кажется, можно расценивать как стремление президента к какой-то элитной консолидации. Никаких серьезных политических угроз перед режимом Назарбаева не стоит, никакого, скажем так, придворного заговора не зреет. Социальное самочувствие населения, безусловно, ухудшится, но не упадет до каких-то критических пределов. Экономика Казахстана будет подниматься и опускаться в режиме общемировых тенденций, потому что казахстанская экономика на самом деле, будучи экономикой преимущественно сырьевой, давно уже растворилась в мировой экономике, и наши металлы зависят от ситуации на Лондонской бирже, а наша нефтянка зависит от ситуации на Нью-Йоркской и тоже Лондонской бирже. Наш газ зависит от политики Газпрома во многом, с китайцами тоже связано. В общем, мы мало что способны на самом деле контролировать внутри нашей экономики. Думаю, что социальные проекты останутся для президента приоритетными, и будет по-прежнему на социалку выделяться достаточно много денег. Поддержка малому бизнесу, а также и не малому бизнесу, всем бизнесменам, которые сейчас все хором просят денег у правительства, будет обещана, но оказана будет очень немногим, потому что практика предыдущих лет подсказывает правительству, что жалобы бизнесменов на неминуемую гибель всей казахстанской экономики без немедленной государственной поддержки - это все вранье, что бизнес, несмотря на прогнозы, выживает, что в основном это стремление просто присосаться к бюджетным деньгам. Поэтому на сегодняшний день серьезных угроз нет, поэтому нет и причин для каких-то значимых перемен, которые бы предполагали какой-то новый курс, какую-то новую экономическую политику. Все новое, что нужно принести в политическую риторику президента, с этим успешно справляется Карим Масимов. Следующее Послание Президента, я уверен, будет подготовлено, как и предыдущее, командой премьер-министра, будет содержать в себе умеренно оптимистичный взгляд в будущее и обещание государственной поддержки всем, кто таких обещаний ждет и на поддержку государства рассчитывает.
Можно ли рассматривать создание Фонда национального благосостояния 'Самрук-Казына' как антикризисную меру?
Этот фонд возник в результате слияния госхолдинга 'Самрук' и Фонда устойчивого развития 'Казына', в итоге он стал фондом, а не холдингом. 'Самрук' объединял в себе все госактивы, то есть нацкомпании и государственные сегменты в частных структурах, когда государство владеет каким-то пакетом акций в частной компании. А Фонд устойчивого развития 'Казына' включал в себя семь институтов развития: Банк развития Казахстана, Инвестиционный фонд Казахстана, Национальный инновационный фонд, Фонд развития малого бизнеса, Центр маркетинговых и аналитических исследований, 'Казинвест' и Государственную страховую корпорацию Казахстана для страхования экспортных кредитов и инвестиций - в общем, институты развития в прямом смысле слова, в России, по-моему, есть какие-то аналоги. И теперь их объединили воедино, я так понимаю, просто для простоты управления.
И 'Самрук', и 'Казына' служили инструментами для установления государством над экономикой в целом, стратегического контроля. Через эти фонды осуществлялись меры по поддержке строительного бизнеса, когда тот оказался в сложном положении, через эти структуры проводилось наращивание казахстанской доли в каких-то совместных стратегических нефтяных проектах. Но сейчас происходит просто консолидация управления. На самом деле они все равно существовали как два брата-близнеца, как в сказке 'Алиса в Зазеркалье', они постоянно были вместе, постоянно их рассматривали на совещаниях правительства в одно и то же время, в совет директоров и того и другого входят иностранцы, один совет директоров возглавляется англичанином, другой американцем. Вот теперь их объединили, ситуация в экономике по-прежнему сложная, то есть по-прежнему государство будет действовать дирижистскими методами, то есть будет устанавливать свои правила игры, потому что частный бизнес в нынешней ситуации оказался не вполне состоятельным, сам нуждается в поддержке. Поэтому происходит упрощение структуры управления ради повышения эффективности.
Считали, что Адильбек Джаксыбеков должен получить какое-то новое назначение, но он его не получил. А, напротив, буквально за пару дней до своего ухода, но, видимо, уже зная о том, что его снимают, в одной из газет дал пространное интервью о том, что правительство у нас глупое, ничего не понимает, чтобы сделать карьеру казахстанского Илларионова. Обсудить новость в форуме
Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться
|