Тем самым наша страна, считает собеседник «СП», депутат краевой Думы, генеральный директор юридического агентства «СРВ» Роман Савичев, продемонстрировала свою исключительную силу. Причем как политическую, так и экономическую.
— Заявление руководства страны по поводу нынешней ситуации вокруг Южной Осетии и Абхазии, бесспорно, вернуло российскому населению веру в мощь нашего государства. Как считаете, Роман Валерьевич, Россия сможет удержать эти позиции и вернуть себе статус великой державы?
— Я в этом практически не сомневаюсь. Однозначно можно говорить о том, что наше государство наконец возродило свою экономику, поставило ее на правильные рельсы. Целый ряд показателей свидетельствует о том, что мы вышли на совершенно новый уровень развития, достигли многих намеченных целей. Так, превышен уровень производства 1991 года, опережающими темпами растет ВВП, и можно еще долго продолжать список достижений. Все это, безусловно, дает основания — прежде всего политические и моральные, чтобы Россия сказала «нет» монополярному миру, заявила о своем неотъемлемом праве активно участвовать в международных процессах.
Страна, собственно, была готова к этому и раньше, ведь реальные силы у нее появились совсем не месяц и не год назад. Просто долгое время к нам, как говорится, сильные мира сего не прислушивались. Россию воспринимали, скажем так, территориально — лишь как самое большое государство по площади. Потому и не ожидали, что такой жесткой в итоге окажется наша позиция, что именно таким будет наш ответ на агрессию. На мой взгляд, США просчитались, сделав ставку на такого политика, как М. Саакашвили. Нам же события в Южной Осетии как раз позволили заявить о себе, предпринять успешную попытку усмирить пыл американцев. Россия созрела для этого и экономически, и политически.
— Тем не менее много говорится о том, что грузино-югоосетинский конфликт неслабо ударил как раз по российской экономике…
— Нельзя, конечно, отрицать, что действительно есть заметные потери. Но, на мой взгляд, даже если они исчисляются миллионами долларов, они незначительны. Финансовые потери просто несоизмеримы с последовавшим политическим эффектом. Он в перспективе с толикой окупит все убытки. Речь ведь шла как раз о защите национальных интересов государства и прав его граждан. Россия продемонстрировала и сплоченность своих внутренних политических сил, и свою способность объединять народы. А это очень важно для дальнейшего развития и укрепления достигнутых позиций. В любом случае джинна из бутылки выпустила в свое время не наша страна, тем, кто заварил всю эту кашу на международной арене, придется тяжелее. Потому прогнозы для нас у меня исключительно оптимистичные.
— Роман Валерьевич, от большой политики вернемся теперь к региональной. В одном из своих предыдущих интервью «СП» вы выразили надежду, что назначение на пост губернатора Валерия Гаевского обеспечит и политический мир в крае, и его поступательное экономическое развитие. Первая «стодневка» нового губернатора, по итогам которой уже принято давать какие-то оценки, позади. Надежды оправдываются?
— Насколько я вправе давать оценки трехмесячной деятельности нового главы региона, не знаю. Но в любом случае еще рано делать обобщения и выводы. Отмечу, радует то, что за это время не был уволен ни один назначенный Валерием Гаевским член правительства. Вспомните, при Александре Черногорове об этом можно было только мечтать. А ведь кадровый вопрос в исполнительной власти является одним из первостепенных. Потому наметки на постоянство в кадровой политике уже вселяют оптимизм.
Безусловно, до какого-то резкого экономического рывка Ставрополью еще далеко. В целом регион пока развивается в прежнем режиме, что называется, ни шатко ни валко. Но при этом уже созданы реальные предпосылки для будущего рывка, уверен, мы через какое-то время сделаем большой шаг вперед.
— Чтобы это случилось, на чем, по вашему мнению, стоит сделать акцент в своей законотворческой деятельности депутатам? Ведь много говорится о том, что парламентарии больше сосредоточились на «социалке», несколько отодвинув экономический блок.
— Нет ничего плохого в том, что Дума четвертого созыва в первую очередь приняла социальные законы. Как видим, край, вопреки пессимистическим прогнозам, дополнительную финансовую нагрузку выдержал. Теперь однозначно настало время целой группы законопроектов, направленных на потепление инвестиционного климата для субъектов малого и среднего предпринимательства. В крае действительно с этим не все ладно. Ведь для крупных компаний в федеральных законах все исчерпывающе расписано. А вот что касается более мелких форм бизнеса, стараться нужно уже региональным и муниципальным властям. В развитых странах малые предприятия в среднем дают до 60-65 процентов ВВП. А у нас что? И тридцати процентов нет, это безобразие.
У Думы на очередную сессию огромный план законотворческой работы, в том числе и по экономическим вопросам. Почти уверен, что наконец примем долгожданный закон о малом и среднем бизнесе, за который уже давно бьется депутат Борис Оболенец. Насколько я знаю, осталось получить заключение правового управления правительства края.
Немаловажно ведь и то, что установилось взаимопонимание внутри самого парламента. Признаюсь, с минувшей весны стало намного легче работать. Отсюда и то единодушие при принятии депутатами законов, которое в последнее время вы не могли не заметить на заседаниях краевой Думы. Это не идет ни в какое сравнение с теми «спектаклями», что разыгрывались там раньше. И нынешний финал тех комедий для отдельных людей я предсказывал, в том числе и в прессе, еще заранее.
— Говоря об экономике края, не могу не спросить о Кавказских Минеральных водах. Громко звучат слова об их богатейшем потенциале, но все же как-то слабо идут к нам инвесторы. Боятся чего-то или есть реальные препятствия?
— Кавминводы — это по-настоящему больной вопрос для региона. И, наверное, тема для отдельного интервью. Нужны огромные усилия и ресурсы для развития наших курортов. И, думаю, в конце концов они достигнут высокого уровня и будут пользоваться популярностью повыше, чем та же Красная поляна. Ведь такие бальнеологические свойства, которыми обладают Кисловодск, Железноводск, Лермонтов, — большая редкость. На земном шаре таких мест единицы. Потому уверен, что те деньги, которые будут вложены в развитие Кавминвод, буквально лет через пять-десять вернутся инвесторам в многократном размере. Для таких, на первый взгляд, громких слов уже есть предпосылки: некоторые города-курорты в последнее время показывают очень хорошие темпы социально-экономического развития.
— Приведете примеры?
— Ессентуки. Не хочу обижать кого-то, но город стал по-настоящему процветать и через несколько лет, скорее всего, выйдет на передовые позиции. И в первую очередь это заслуга главы администрации Ессентуков Константина Скоморохина. Он настоящий финансист, коммерсант в хорошем смысле слова, который хорошо понимает, как должно развиваться городское хозяйство. То, что его не так давно горожане переизбрали, на мой взгляд, правильно.
— То есть вы все же склоняетесь к тому, что в муниципальную власть должны приходить именно менеджеры?
— Да, время требует, чтобы на местах появлялись прежде всего команды во главе с опытными менеджерами, грамотными управленцами. Ведь в современной государственной вертикали как раз муниципалитеты отвечают непосредственно за конкретный результат, за воплощение тех или иных идей центра и региона, за правильную организацию жизни населенного пункта. Профессионал будет смотреть, например, на городское хозяйство как на предприятие, которое ему нужно вытянуть на определенную планку. А чиновнику с местечковым мышлением (таковых, к сожалению, на Ставрополье немало) это сделать будет вряд ли под силу…