19.08.2008
Строительство лесных дорог, лесоустройство и лесовосстановление - забота государственная, заявил в Архангельске вновь назначенный глава Федерального агентства лесного хозяйства Алексей Савинов. Правда, вопрос о том, когда и в каких объемах государство будет эти функции реализовывать, пока остается открытым. Но приоритеты определены, и под эти приоритеты планируется увеличивать федеральное финансирование.
На должность главы Рослесхоза Алексей Савинов был назначен совсем недавно - в мае. И первое выездное заседание агентства в новом качестве он провел именно в Архангельске.
С одной стороны, это некая дань уважения региону, в котором производится треть всей товарной целлюлозы страны и четверть картона, и, который занимает третье место в Федерации по поступлению доходов за пользование лесами. С другой - вполне естественный выбор. Не в Калинградской же области, где почти все леса - рекреационные зоны, и не в Мурманской, в которой вся расчетная лесосека - менее миллиона кубометров, проводить совещание по самой важной на данный момент для лесного хозяйства теме - разработка региональных лесных планов.
Региональные карты...
Оценить степень готовности регионов Северо-Западного федерального округа к работе в условиях, продиктованных новым Лесным кодексом, и стала основной задачей выездного совещания Рослесхоза. Напомним, что с этого года практически все полномочия в сфере лесного хозяйства переданы на региональный уровень. Но играть теперь в лесу надо по новым правилам, которые будут определять региональные лесные планы. Они должны вступить в силу с 1 января 2009 года.
Почему такое большое внимание уделяется Лесному плану? Потому что отныне - это едва ли не главный документ, которым регулируется буквально все в лесу. Именно планом - на десять лет вперед - определяются основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на территории региона. В каком направлении строить лесные дороги. Какой объем лесосеки зарезервировать для инвестпроектов, а какой - для малого бизнеса. Все это должно быть прописано в документе. Понятно, что при таком большом временном лаге любая ошибка, даже самая мизерная, может обернуться серьезными последствиями.
Поэтому-то Рослесхоз столь строго и контролирует разработку лесных планов, пусть и отданы полномочия регионам. После обсуждения в регионе, они в обязательном порядке проходят экспертизу в Москве и только затем, после исправления возможных замечаний, утверждаются в субъекте федерации. Процедура не быстрая, а время поджимает.
Впрочем, как стало понятно на совещании, практически все регионы Северо-Запада, за исключением Мурманской области, график выдерживают. И надежда, что в новый год все войдут с лесными планами, кажется вполне обоснованной.
Примечательно, что все основные «лесные регионы» округа представили довольно близкие расчетные показатели, сверхамбициозных планов никто рисовать не стал. Довести заготовку до 15 миллионов кубометров, платежи - до полутора миллиарда, 5-6 приоритетных инвестпроектов, которые необходимо обеспечить дополнительными сырьевыми ресурсами - здесь планы Архангельской и Вологодской областей, Коми республики близки.
Правда, и определенные претензии к проектам Лесных планов прозвучали. Хотя, это скорее не претензии, а методические рекомендации. Так, Сергей Ердяков, заместитель начальника департамент лесного хозяйства по Северо-Западному округу, настоятельно рекомендовал региональным органам управления лесным хозяйством обратить внимание на экономический блок Лесного плана - увязать с инвестпроектами, просчитать окупаемость мероприятий. «Иначе Лесной план станет очередным прожектом», - подчеркнул Ердяков.
...и федеральные козыри
Подобные расчеты действительно необходимы. В ходе совещания Савинов несколько раз заострял внимание на уровень платежей и финансовую отдачу от планируемых мероприятий. Судя по всему, о благотворительности речи не идет - сугубая экономика.
При этом представители федеральных властей прекрасно отдают себе отчет: солидные финансовые вложения в лесное хозяйство необходимы, иначе вместо «единственного возобновляемого ресурса» получим сплошную выжженную землю и ничего более. Тем паче, что подобные негативные тенденции уже прослеживаются. Так, по словам и.о. директора департамента лесного комплекса администрации Архангельской области Николая Кротова, идет довольно бурная замена хвойных насаждений лиственными. Но для того, чтобы уйти от так называемого «естественного заращивания», необходимо активное внедрение новых технологий лесовосстановления - создание тех же питомников, чтобы не засеивать лесные участки, а высаживать саженцы ели и сосны. Но подобные подходы требуют денег. И немалых. Пока же, как отмечает Савинов, лесное хозяйство базируется на технологиях 60-70- годов, а в некоторых отраслях работают и вовсе по дедовским рецептам. В прямом смысле: взял палку и полез на сосну или елку, сбивать шишки.
Да и с лесоустройством не все просто. Когда регионы вплотную взялись за разработку лесных планов, выяснилось, что многие лесоустроительные документы устарели - база данных не обновлялась по десять и более лет...
Не менее остро стоит вопрос и лесных дорог, точнее, их отсутствия. Набившее оскомину сравнение с «кровеносными сосудами», тем не менее, остается актуальным. Без четкой схемы, без ясного понимания необходимой транспортной инфраструктуры реализация любого, даже самого скромного Лесного плана становится просто невозможной.
Но чтобы получать миллиардные доходы, необходимо и вложиться соответственно. Скажем, в Коми ожидают, что общая сумма доходов от реализации Лесного плана составит порядка 12 миллиардов рублей. А расходы только на строительство дорог оцениваются в 4,4 миллиарда рублей! Между тем, потребность Архангельской области в лесных дорогах Николаем Кротовым оценивается в 1200 километров!
В общем, деньги нужны. По словам Савинова, Рослесхоз уже предложил с 2012 года практически в 2,5 раза увеличить финансирование лесного хозяйства из федерального бюджета - с нынешних 27-30 миллиардов рублей в год до 75-80 миллиардов. Но даже если эти предложения будут приняты, то до 2012 года надо еще дожить...
Возможно, именно этим объясняется настойчивость, с которой Рослесхоз требует от регионалов поспешить с оформлением арендных отношений на лесные участки. Да, определенная логика есть - навести порядок в лесу, покончить с незаконными рубками можно только при наличии в лесу хозяина, который пришел всерьез и надолго. Однако настораживает оговорка Савинова при обсуждении вопроса лесовосстановления. Глава Рослесхоза не исключил, что эти обязанности, пусть и лежащие на государстве, можно возложить и на арендатора, особенно крупного. «Конечно, с последующей компенсацией», - добавил Алексей Иванович. Почему на крупного - ясно, малый бизнес вряд ли сможет вести лесовосстановление в промышленных масштабах, финансовых ресурсов не хватит.
Но все же это несколько противоречит с заявленными ранее принципиальными подходами. Ведь аналогичные оговорки можно вести и по поводу дорог, и по поводу лесоустройства. Переложить все проблемы на крупного арендатора довольно легко. Однако, стоимость этих проблем такова, что даже крупнейшие лесопромышленные холдинги не смогут в одиночку, без государственной поддержки их решить. И тогда планы государства по повышению эффективности использования лесного ресурса так и останутся на бумаге. Обсудить новость в форуме
Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться
|