Истории успеха
Журнал
|
Людмила Петина: Женщины-предприниматели страдают от агрессивного отношения мужчин-конкурентов
17.11.2009
Отличаются ли "женские" предприятия от компаний, которыми руководят мужчины?
Основное отличие предприятий, которыми руководят женщины, - большая социальная направленность в политике руководства, создание более комфортного психологического климата. Как правило, женщины-руководители склонны окружать себя женским коллективом, что позволяет создать более теплые отношения между сотрудниками, возможно, даже создается более гибкий график работы. Я не хочу сказать, что такого нет в мужском коллективе, но среди женщин такая тенденция более ярко выражена.
С какими основными проблемами сталкиваются женщины-предприниматели в Беларуси?
Бизнес в Беларуси развивается с 1990 года, а либерализация бизнес-среды началась только в 2008 году. До этого времени среда была чрезвычайно сложной, и мы знаем это не понаслышке.
Наша организация работает с 1992 года и является одной из устойчивых организаций в третьем секторе, несмотря на серьезные проблемы, с которыми мы сталкивались все это время. С первых дней своего существования наша организация всегда уделяла внимание экономическим проблемам женщин и развитию женского предпринимательства. В 1993 году мы пытались создать инкубатор для женщин-предпринимательниц, открыли частное предприятие "Пялёстак", идеей которого было объединить женщин, желающих начать свое дело. Но в тот момент кроме желания помочь у нас не было ничего – ни опыта, ни ресурсов, поэтому этот опыт не был позитивным.
Когда мы научились привлекать международные инвестиции и в 1998 году открыли женский образовательно-консультационный центр, одна из первых программ нашей организации была направлена на развитие женского предпринимательства. Мы проводили тренинги по обучению женщин малому бизнесу, отправляли их стажироваться в Германию и Латвию, организовывали круглые столы и конференции, чтобы привлечь внимание общественности к проблемам женского предпринимательства.
Самая главная проблема в женской группе, которая была раньше и остается сейчас, - это экономическая независимость семьи, которая в большей степени на сегодняшний день зависит от женщины. Я считаю, что необходимо менять традиционные стереотипы о том, что мужчина – кормилец, а женщина прячется за мужской спиной: эти стереотипы давно не соответствуют реальности. Женская социальная группа в Беларуси более качественная, чем мужская, и это подтверждают и социальные исследования, и официальная статистика. Например, на рынке труда более 70% мужчин – это рабочие, женщины же на рынке труда – это более квалифицированные специалисты.
Сейчас женщин с высшим и средним специальным образованием в Беларуси на 18% больше, чем мужчин, и тем не менее официальные данные свидетельствуют, что за одинаковую деятельность разница в оплате труда между мужчинами и женщинами составляет не менее 20% . Во всех сферах, даже феминизированных, работодатель всегда стремится мужчине заплатить больше, чем женщине.
Поэтому предпринимательство и частный бизнес – именно та сфера, которая дает возможность женщине зарабатывать столько, сколько она хочет и может заработать. Это главная мотивация для большинства женщин, которые идут в частное предпринимательство. Наши последние исследования показали, что более 80% женщин не удовлетворены своей работой, и самая главная причина неудовлетворенности – это низкий доход. Во всем мире борьба с дискриминацией на рынке труда и борьба за экономическое благосостояние женщин связана именно с частным бизнесом.
В 90-е годы, во времена массовой безработицы, когда закрывались предприятия, научно-исследовательские институты, не менее 30% женщин, потерявших работу, были ориентированы на создание собственного бизнеса. Когда же стали выстраиваться правила игры, они были уже не в пользу бизнеса, и многие женщины, попробовав этот нелегкий хлеб, вынуждены были от него отказаться.
Создается впечатление, что из трех основных групп бизнес-леди, которые выделяют европейские социологи, наши женщины – предприниматели поневоле.
В основном так и есть, хотя многие женщины, имеющие потенциал, шли в бизнес сознательно. Конечно, начинать бизнес с нуля достаточно сложно, но многие женщины решались на этот шаг даже в самых критических для себя жизненных ситуациях, которые вынуждали к максимальной мобилизации сил и осознанию того, что отступать некуда. Успешных примеров очень много даже в чрезвычайно трудных для предпринимателей условиях в Беларуси.
Главной целью наших форумов стала популяризация положительного опыта женского бизнеса, привлечение внимания общества к проблемам женщин. Нам важно через женские образы показать тот позитив, который несет предпринимательство не только в экономическом, но и социальном плане для общества в целом.
Сейчас в связи с изменениями во внутренней и внешнеполитической ситуации власть более охотно идет на контакт с нами, проявляет заинтересованность к деятельности нашей организации. Мы пригласили в соучредители нашего форума и другие организации, в том числе и входящие в государственную структуру белорусских профсоюзов. Это дало нам возможность провести наш форум в открытом формате, пригласить чиновников.
У большинства женщин успех складывается из личного багажа знаний, компетенции, большой ответственности и качественной работы в команде единомышленников, поэтому все они открыто делятся формулой своего успеха.
В нашей стране женщин в частном бизнесе не так много, как в других странах мира. Чего не хватает белорусским женщинам, почему они не идут в частный бизнес?
Я думаю, это происходит в первую очередь из-за бизнес-среды, которая была чрезвычайно трудной для ведения бизнеса, нехватки корпоративных связей и беззащитности. Вообще, белорусское общество и мужское бизнес-сообщество достаточно агрессивно ведет себя по отношению к женщине. Многие женщины отмечают недостойную, агрессивную конкуренцию по отношению к себе со стороны мужчин, и такая ситуация неблагоприятна для женского бизнеса.
Потенциал для развития женского предпринимательства в Беларуси чрезвычайно высокий, в первую очередь из-за уровня образования и высокого уровня компетентности женщин. Если среда станет более благополучной (не только в плане регистрации бизнеса, но и его ведения), я думаю, женщины активнее начнут приходить в частное предпринимательство.
Женщины всегда были лидерами среди безработных, их всегда увольняют в первую очередь или предлагают должность, которая их не удовлетворяет. Нужно использовать опыт других стран и использовать их программы для развития женского предпринимательства. Государство должно понимать, что лучше научить человека работать, помочь ему организовать дело, а не класть что-то в протянутую руку. Нужно мотивировать человека на желание трудиться, а не на иждивенчество.
Обсудить новость в форуме
Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться
|
|
Новости сайта
Новости
Опрос
Вы сейчас работаете?
АРХИВ ОПРОСОВ
Контакты
E-mail: welcome@hbmag.ru
347304333
|