10.11.2009
В декабре 2009-го исполняется год работы в Ленинградской области Комиссии по предупреждению и противодействию коррупции. Организованная по инициативе главы региона Валерия Сердюкова, она объединила для решения одной из важнейших задач представителей органов государственной власти и Законодательного собрания Ленинградской области, Контрольно-счетной палаты, а также территориальных управлений федеральных органов исполнительной власти.
Прежде всего, членами комиссии были рассмотрены областная целевая программа и план противодействия коррупции в Ленинградской области на 2008-2009 годы. Члены комиссии сошлись во мнении, что основной целью всех мероприятий, проводимых в рамках плана по противодействию коррупции должна стать профилактика возможных коррупционных проявлений в деятельности всех органов власти и управления Ленинградской области.
Начинали с самых злободневных тем. Например, заслушали информацию председателей профильных комитетов областной администрации о мерах, направленных на предупреждение коррупционных проявлений в деятельности учреждений здравоохранения и образования Ленинградской области.
Не остались без внимания членов комиссии и нормы поведения областных чиновников. Так, в качестве первоочередной меры на аппарат губернатора и правительства Ленинградской области была возложена проверка достоверности и полноты сведений о доходах и имуществе государственных гражданских служащих, обеспечение требований к их служебному поведению, а также контроль соблюдения ими ограничений, установленных федеральным законодательством.
В итоге, на сегодняшний день проведено 9 заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Ленинградской области и урегулированию конфликта интересов в следующих органах исполнительной власти Ленинградской области. При этом на основании информации о нарушении требований к служебному поведению гражданских служащих, проведено 3 заседания комиссий. В одном случае установлено нарушение требования к служебному поведению гражданского служащего. Комиссией рекомендовано руководителю структурного подразделения, в котором проходит службу данный работник, усилить контроль за исполнением его должностных обязанностей и рациональным использование служебного времени.
Принципиально важной оказалась также тематика конфликта интересов чиновника при исполнении своих обязанностей. Конфликтность это, выражаясь простым языком, заключается в том, что чиновник либо честно исполняет свои обязанности (что и обязан делать!), либо пытается извлечь личную выгоду.
На основании информации о наличии у гражданских служащих личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, проведено 6 заседаний комиссий. В одном случае установлено, что в рассматриваемом случае установлен факт наличия личной заинтересованности гражданского служащего, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В данном конкретном случае при исполнении служащим своих должностных обязанностей была установлена возможность получения доходов лицом, находящимся с ним в близком родстве, что может повлиять на объективное исполнение его должностных обязанностей. В настоящее время гражданский служащий, в отношении которого состоялась комиссия, уволился.
Также, в ходе работы комиссии выяснилось, что одним из гражданских служащих за 2008 год был получен доход от владения акциями в размере 200 рублей, не указанный в декларации о доходах. По факту предоставления недостоверных сведений о доходах была проведена служебная проверка. По ее результатам принято решение строго указать гражданскому служащему на необходимость в дальнейшем соблюдения законодательства при предоставлении сведений о доходах.
Ввиду этого в Ленинградской области усилена работа по анализу и экспертизе на коррупциогенность действующих должностных и административных регламентов предоставления государственных услуг, формирования реестра должностных обязанностей гражданских служащих, исполнение которых в наибольшей степени подвержены риску коррупционных проявлений.
Но, как нельзя хлопать в ладоши одной рукой, так невозможно бороться с коррупцией только административными мерами. Необходима обратная связь с жителями региона, знание того, как оно относится к коррупционным появлениям. Именно для этого на одном из заседаний комиссии председатель комитета по печати и связям с общественностью Владимир Угрюмов рассказал о результатах антикоррупционного мониторинга, проведенного в Ленинградской области. Исследование обобщило обращения граждан и предпринимателей Ленинградской области в органы исполнительной власти и муниципальных образований, оценки восприятия коррупции в Ленинградской области жителями области и предпринимателями. Лидерами по жалобам со стороны предпринимателей являются территориальные администрации. Как показал анализ, в 40 процентов случаев их жалобы оказались обоснованны, а еще в 25 процентах - признаны спорными.
Наличие большого количества обоснованных жалоб свидетельствует или о непрофессионализме местной власти или о возможной коррупционной составляющей в их действиях. Она может проявляться, например, в виде превышения служебных полномочий при рассмотрении обращений предпринимателей, В качестве дополнительных мер по профилактике коррупционных правонарушений члены комиссии предложили сделать регулярными: проведение анализа причин, препятствующих развитию в области малого и среднего бизнеса, а также стимулирование обращений граждан, связанных с оценкой деятельности органов власти.
При оценке жителями Ленинградской области восприятия коррупции в ходе социологического опроса установлено, что наиболее коррумпированными граждане считают правоохранительные органы (32% опрошенных), учреждения здравоохранения (11%) и вузы (10% опрошенных). В отношении органов власти на первом месте по коррумпированности, по представлениям граждан, находится муниципальная власть, на втором - областной уровень государственной исполнительной власти. Наиболее популярной мерой борьбы с коррупцией граждане и предприниматели считают повышение уголовной ответственности: 62% и 66% соответственно.
По итогам обсуждения комитету по печати и связям с общественностью было предложено организовать на постоянной основе проведение социологического исследования и проведение сравнительного анализа правоприменительной практике в отношении правонарушений коррупционной направленности в муниципальных районах Ленинградской области. Также совместно с комитетом по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка ежеквартально проводить анализ обращений, заявлений и жалоб предпринимателей с целью выявления коррупционных факторов в деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области.
О том, сколь верна оценка населением уровня коррумпированности властей, можно было судить в ходе заседания комиссии с участием первого заместителя прокурора Ленинградской области Н. Егорова, который отметил, что в 2008 году по Ленинградской области возбуждено 160 уголовных дел коррупционной направленности. Среди них: 64 - в отношении работников местного самоуправления, 36 - работников государственных или муниципальных учреждений, 25 - работников МВД. При этом по ст. 290 УК РФ "Получение взятки" - 29 дел, по ст. 291 УК РФ "Дача взятки" - 17 дел, по ст. 292 УК РФ "Служебный подлог" - 37 дел, по ст. 286 УК РФ "Превышение должностных полномочий" - 64 дела. В итоге осуждено 38 человек, из которых 26 - должностные лица, в том числе сотрудники правоохранительных структур - 14 человек.
Членами комиссии было отмечено, что наибольшее количество нарушений было выявлено в системе органов местного самоуправления и муниципальной службы. В связи с чем было принято решение об оказании организационно-методической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области в подготовке и принятии модельных нормативных правовых актов по противодействию коррупционным проявлениям в органах местного самоуправления.
На очередном заседании комиссии председатель областного комитета государственного заказа И. Тычинский пояснил членам комиссии, как проходит организация и размещение государственного заказа Ленинградской области. В этой сфере реализован принцип "одного окна" для участников размещения госзаказа.
Минимизация коррупционных возможностей при организации конкурса, подчеркнул докладчик, - это максимальная прозрачность процедур, максимальный объем информационного обеспечения для участников, способ размещения госзаказа и организация последующего контроля за выполнением заключенных контрактов.
По открытости и прозрачности на первом месте среди процедур размещения госзаказа находятся аукционы, которые позволяют добиться максимально равных условий для участников по критериям: открытости, доступности, прозрачности. В 2008 году доля аукционных процедур составила в Ленинградской области около 40 процентов.
В начале сентября 2009 года под председательством губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова состоялось очередное заседание комиссии, на котором были рассмотрены меры, принимаемые администрацией Ломоносовского района по координации деятельности органов исполнительной власти по предупреждению коррупционных правонарушений.
По итогам обсуждения были приняты решения, направленные на противодействие коррупционным проявлениям в деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления Ленинградской области. Обсудить новость в форуме
Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться
|