Общий экономический рост замедляется, высоки ещё складские запасы. Об этом сегодня много говорили на совещании. Но до конца года ещё есть время добиться перелома в лучшую сторону.
Именно с расчётом времени для работы над ошибками, эту встречу принципиально не назвали отчётом Правительства: итоги будут подведены только в конце года. Сегодня же необходимо чётко обозначить проблемы, чтобы будущий год, как и ожидалось, стал годом роста экономики.
Александр Лукашенко:
Нельзя забывать, что 2010 год — особый, он завершает пятилетие. От того, как мы в данный период сработаем, будет зависеть достижение намеченных результатов и степень улучшения качества жизни людей. Всё, что мы обещали белорусскому народу. Подчеркиваю – предстоящий год для нас должен стать этапом восстановления быстрого экономического роста. Нужно сосредоточить внимание на выработке оптимальных путей преодоления кризисных явлений и на принципиальном обсуждении представленных проектов важнейших документов на предстоящий год.
Версия Правительства, в целом, совпала с общим мнением зала. Эти девять месяцев года для экономической жизни страны были непростыми. Так, прирост промышленного производства к уровню 2008 года обеспечен только в химической и нефтехимической, топливной и пищевой отраслях. Рентабельность реализованной продукции — чуть более 10%. Темп роста инвестиций — на уровне 114,5% при гораздо большем прогнозе. Всё это в итоге отразилось и на внешнеэкономической статистике. Так, экспорт составил чуть более 15 миллиардов, а импорт – около 18. Как итог и внешнеторговое сальдо – с большим знаком минус в более чем 3,5 миллиарда долларов.
Но есть и положительная динамика, хоть и не большая, скажем, в разгрузке складов.
Сергей Сидорский, премьер-министр Республики Беларусь:
Идёт разгрузка складов. Объёмы товаров на складах должны быть снижены при одновременном росте промышленного производства. По концерну «Белнефтехим»: выход на объём производства 109-111% с учётом модернизации в четвёртом квартале нефтеперерабатывающих заводов. Это, фактически, достаточный объём — и химия, и нефтехимия в этих сложных условиях плюсует по отрасли и снижает объёмы готовой продукции до конца года до 22% в целом на складах.
Именно за цифрами, как это бывает, и кроется настоящая соль. Так получилось и сегодня. Ожидая не сухого отчёта, а глубокого анализа ситуации, Александр Лукашенко, поднял сегодня каждого губернатора. Вопросы задавал конкретные. К примеру, почему предприятиям коммунальной собственности со складскими запасами справляться удаётся куда быстрее, чем республиканской. Отмечен и положительный опыт гомельского руководителя, хотя и там сегодня проблем хватает.
Александр Лукашенко:
Вот в какой-то степени показатель того, как вы работаете на местах. Я знаю, что им надо отвечать и за республиканскую собственность, и за вневедомственные предприятия, как вы их называете, — частной формы собственности. Зачем в это влазить и говорить, что «у них там лучше, им легче работать, чем нам»? Хватает и у них проблем. Поверьте, табуретки, которые они производят, не легче реализовывать на внешнем рынке, чем импортные кресла, которые вы реализуете. Можно найти и положительное, и отрицательное и у них, и у вас, но я ещё раз говорю — я отталкиваюсь от вашего доклада. Это вообще не системный доклад и не ответ на те вопросы, которые вам заданы. И потом: произвели, разгрузили склады — а деньги? Вот что надо было сказать! Вот наш уровень производства. Поставлена задача разгрузить склады — это важная проблема, потому что от этого деньги надо было получить. А как же ведомства и предприятия пополнили свои денежные запасы? Что же у нас на расчётных счетах? А на расчётных счетах — проблемная задолженность снижается? Даже проблемная задолженность сегодня уже растёт.
Одной из причин, тормозящих развитие экономики, названо засилие импорта, хотя такую же продукцию производить мы можем сами. Прозвучало это из уст руководителя главного контрольного ведомства страны. Его мнение совпало и с мнением Главы Нацбанка: то, что импортируем сегодня мы, во многом закупают и соседние страны. Если бы мы организовали это производство на своей территории, заполнить можно было бы и эти рынки. В пример приведён крахмал, которого в Беларуси в избытке. Та же картина, к слову, с уксусом, отдельными комплектующими, консервантами, доломитом.
Зенон Ломать, председатель Комитета Государственного Контроля:
Мы проверяли магазины, рестораны и рынки — практически на каждом объекте имею место нарушения. Товары некоторые импортёров не соответствуют требованиям по содержанию вредных веществ, маркировке и упаковке. Однако только после наших проверок Минторг, Госстандарт и Минздрав вплотную занялись наведением порядка в этом направлении.
Михаил Мясникович, председатель президиума НАН Беларуси:
Впредь в принципе импортозамещением невыгодно заниматься из-за неурегулированности нормативной базы. Это выгодно для государства, но у предприятия, которое начинает заниматься импортозамещением, портятся показатели по торговому сальдо, потому что определённую долю комплектующих оно покупает по импорту.
Глава Нацбанка причиной неконкурентоспособности белорусской продукции назвал также высокую энергоёмкость производства. На сэкономленные деньги только от потребления электричества и газа можно было бы значительно модернизировать производство.
Пётр Прокопович, председатель правления Национального банка Республики Беларусь:
Мы и сегодня на каждый киловатт-час энергии тратим в среднем на одну треть больше газа, чем могли бы, используя передовые технологии. Что такое треть — 8 миллиардов кубов газа мы сегодня сжигаем понапрасну.
Разумеется, стороной не обошли сегодня и сельское хозяйство, которое в целом, по году выходит с нормальной рентабельностью. Но проблемы есть. Так, с убытками — молочная отрасль. С мнением Семёна Шапиро – что связано это с увеличением закупочных цен — Президент не согласился.
Александр Лукашенко:
У вас убыточность за девять месяцев связана с тем, что вы повышали закупочные цены и ещё повысите. Убыточность ведь не только от закупочных
Ещё из проблем: предприятия плохо работают с частниками, нет гибкости и удобства для малого бизнеса, скажем, по маленьким партиям и быстрому оформлению накладных. Яркий пример, кстати, Минский оптовый рынок, где продажи за месяц – просто капля в море. Инвестиции в экономику — очень часто потенциальный инвестор просто не выдерживает многолетних хождений по чиновничьим кабинетам.
Леонид Анфимов, заместитель главы Администрации Президента Республики Беларусь:
В 2004 году Президентом Республики Беларусь на встрече с президентом Ирана было одобрено предложение иранской фирмы по строительству в Минске многофункционального гостиничного комплекса и логистического центра, заявленный объём инвестиций по которым составляет 270 миллионов евро. И ли сейчас, в 2009 году, реализация этих двух проектов вступила в практическую фазу. Пять лет мытарств, пять лет хождения по кабинетам. Хорошо хоть у этих терпение не лопнуло. А сколько инвесторов уходит, помыкавшись? А это как раз те недостающие проценты для обеспечения положительной динамики роста ВВП.
Говорили сегодня и о поручениях Президента, которые выполнены далеко не все. К примеру, по выделению земельных участков под строительство. Процесс тормозится по неизвестным причинам, хотя уже все поняли, что возведение крупных объектов в это непростое время, строительство жилья – это действительно локомотив экономики.
Александр Лукашенко:
Люди просят: дайте 32-35 тысяч участков, а дали 6 тысяч. Вы же всегда плакались: вся проблема в том, что Президент выделяет земельные участки, это бюрократизм, это долго — так? Дали право — и что изменилось, дорогие губернаторы и мэр Минска? Почему вы людям не даёте землю для строительства домов? У вас что, земли не хватает? Я же вам дал это право — быстро, без промедления дать людям землю, чтобы они немедленно начали строить жильё. Разобраться и доложить.
Ещё одно поручение, оставшееся без должной реализации — к адресатам пока не дошли деньги, которые освободились после упразднения ряда льгот, в частности, по проживанию в так называемых «чернобыльских» регионах.
Александр Лукашенко:
Договорились, что эти деньги мы собираем и передаём губернаторам для того, чтобы они строили газопроводы и дороги. Это было, если хотите, политическое решение, ущербное для Президента. Тогда мной было решено: собрать эти деньги и не раздавать их каждому, а аккумулировать и отдать губернаторам. А они должны были использовать их по целевому назначению. Так мы договаривались? Где эти деньги?
В целом, совещание получилось жарким. И позиция Правительства во многом не совпала сегодня с позицией Администрации Президента и самого Александра Лукашенко. Работа Совета министров признана неудовлетворительной. И как результат — уже в ближайшее время могут произойти кадровые серьёзные кадровые изменения.
Александр Лукашенко:
В ближайшее время подготовить все кадровые предложения. Готовьте эти предложения. Хватит мне смотреть на ваши перетягивания канатов.
Прокопович, Анфимов — вы главные ответственные в течение месяца подготовить все документы на будущий год. Если раньше подготовите — будет лучше. Все решения, принятые на третьем Всебелорусском народном собрании, неукоснительно должны быть выполнены.
Ищите снижение себестоимости, работайте над производительностью труда. Правительство становится вашими подручными — это Правительство, которое вы ещё не предлагаете отстранять. Принятые мной решения, когда бы они ни были приняты, — закон для всех здесь присутствующих, а тем более — утвержденные Всебелорусским народным собранием. Поэтому я не слушал ни базовые, ни оптимистические, ни пессимистические прогнозы. Внесите один документ. Страна живет так, как будто кризиса в стране нет. На чем ездили — на том и ездите, куда ездили — туда и ездим. Что ели — то едим, что одевали — то и одеваем.
Министров предупреждаю, что я начал лично и персонально слушать каждого. И скрупулёзно записываем, что они говорят, и какую задачу я им ставлю. Я помню все задачи, которые ставил — выполняйте их. И попрошу губернаторов вплотную заняться своими территориями. Вопрос номер один — промышленность, и прежде всего — республиканская, но не теряйте из виду и местную. Губернаторы лично с завтрашнего дня должны возглавить кампанию по разгрузке складов всех предприятий. Администрация Президента должна скорректировать эти вопросы. Это не значит, что Правительство будет уходить от ответственности — правительство своё должно получить пока оно работает.
Проекты всех основных документов, в числе которых, бюджет и основные показатели кредитно-денежной политики, на стол главе государства лягут уже через месяц.