30.09.2009
Центробанк изменил устоявшейся с весны традиции понижения ставок. Причем изменил три раза за один день, да так, что это действие приобрело совершенно новый смысл и новую цель. Возможно, теперь ставки ЦБ впервые за долгое время станут важнейшим инструментом денежной политики.
ЗАГАДОЧНЫЙ ЦБ
Последний раз ЦБ дважды за месяц снижал ставку рефинансирования в далеком марте 2000 г. Кроме того, за последние месяцы регулятор приучил игроков к тому, что снижает ставку рефинансирования на 0,25 процентных пункта (п.п.), а теперь сократил сразу на 0,5 п.п. – до исторического минимума. Еще одна давно невиданная особенность: ставки по РЕПО на один день и на семь дней сравнялись.
Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев все объяснение свел к шутке. Мол, есть у журналистов примета, что если в пятницу снижается ставка, то на 0,5 п.п., а если не в пятницу – то на 0,25 п.п. И в ЦБ просто решили продемонстрировать, что журналистские приметы не работают. Реальные объяснения, как это обычно бывает – за редким исключением – не были озвучены. Экспертам и банкирам было предложено догадываться о смысле действий самостоятельно.
О том, почему недельное РЕПО теперь стоит столько же, сколько однодневное, догадаться было несложно. Из-за замедления притока бюджетных денег в банковскую систему (после окончания фазы активной борьбы с кризисом) выросли ставки на межбанковском рынке. Так что, удешевив недельные займы, ЦБ просто стабилизировал ситуацию на «межбанке» .
Изменения ставок Центрального банка РФ
%
Разгадать другие загадки оказалось сложнее. Объяснений действиям регулятора может быть три. Два – по числу основных задач, которые решает ЦБ, – это устойчивость курса и стабильность цен. Третье объяснение добавилась в последнее время – то, так сказать, социальная ответственность центробанка. ЦБ с недавних пор назначен спасателем банковской системы, да и всей экономики. Он должен стимулировать банки к полноценному кредитованию «реального производства».
МЕТОДОМ ИСКЛЮЧЕНИЯ
То, что на действия регулятора повлияли данные по инфляции, можно исключить сразу. ЦБ не дождался даже предварительных данных по росту цен в сентябре (до этого он почти всегда брал в расчет инфляцию, а потому объявлял об изменении ставки, как правило, в первой половине месяца, а не в конце).
Версия о «социальной ответственности», то есть попытке оживить кредитование, – самая популярная. Предприниматели сетуют, что брать кредит под нынешние проценты (18 – 24% годовых) – самоубийство. Премьер Владимир Путин требует снизить ставки по кредитам до 6%.
Прямая речь «Ставки доходят до 24% в рублях и 17% в валюте» Президент объединения «Опора России» Сергей Борисов
на круглом столе в «РИА Новости» «Деньги для малого бизнеса: господдержка, кредиты, информационные ресурсы» :
Тема кредитования малого бизнеса (МБ) чрезвычайно актуальна была и остается таковой, даже в какой-то степени обострилась из-за кризиса. Мы не можем винить в этом банковское сообщество, но хотели бы, чтобы кредитование становилось доступнее.
В докризисные времена кредитами пользовались около 36% МБ. Это небольшой процент, это связано еще и с «белизной» нашего бизнеса. Хотя по экспертным оценкам 60% малых предприятий (МП) переместились в белую зону, и это позволило увеличить кредитование. Прогресс до кризиса был большой.
Потом был кризис, но сейчас ситуация стабилизируется. На вопрос «Сложно ли привлечь кредит?» в марте отвечали 68%, сейчас 60%. Отказов по кредитам столько же, сколько раньше. Правда, возросло число отказов без указания причин. Возможно, эта проблема банков – нехватка ресурсов, в том числе и человеческих.
За первое полугодие создано на 45% меньше МП, чем за аналогичный период прошлого года – спад спроса делает свое черное дело. Если год назад закончили свое дело 100 000 МП в первом полугодии, то по итогам этого полугодия закрылись 250 000.
Ставки по-прежнему в среднем высоки. До 24% доходят в рублях, до 17% в валюте. Но все-таки те гарантийный фонды, которые заработали в рамках поддержки малого предпринимательства – это большое подспорье. Нужно отметить при этом, что систему гарантийных фондов надо унифицировать, а то регионы проявляют свою инициативу. Большие резервы в секторе микрофинансирования. У нас только на 10% эта ниша занята. Здесь большие резервы. До сих пор закон о микрофинансировании не принят, несмотря на обещания.
Программа поддержки инновационных предприятий находится на голодном пайке. Те 2,5 млрд, которые получает «Фонд Бортника», чуть было не секвестровали в 2 раза.
Очень было правильно наряду с финансовой поддержкой использовать налоги. Здесь есть о чем подумать. Путин в ноябре прошлого года обратился к субъектам с призывам снизить ставку УСН с 15% до 5%. Некоторые субъекты (а именно 43) сделали это. Мы сейчас разбираемся по этому вопросу с «Единой Россией». То, что призыву последовали далеко не все регионы – это и халатность, и неверие в свой алый бизнес.
Проблема, однако, в том, что если банки смогут занимать деньги на 0,5 п.п. (или даже на 2 п.п.) дешевле, это не решит никаких проблем: ставки останутся неподъемными для подавляющего большинства компаний. Такие ставки, по признаниям самих банкиров, непосильны для законного бизнеса.И предыдущие манипуляции со ставкой ЦБ ситуацию не исправили.
Кредитование в России не работает из-за оценки рисков, а не из-за ставки рефинансирования ЦБ. И то, что в последнее время оно робко оживает, – заслуга начавшего работать механизма госгарантий, который снижает риски, а никак не результат снижения ставки ЦБ.
Методом исключения можно прийти только к тому, что причина действий ЦБ, – курс рубля.
ЦБ уже достаточно давно старается не вмешиваться – с помощью интервенций – в ситуацию на валютном рынке. Существенные интервенции предпринимаются только в крайних случаях. Цель озвучена – плавный переход к плавающему курсу, как это принято уже несколько десятилетий в развитых экономиках, и к таргетированию инфляции (опять же, как у «больших»). Это действительно необходимо, если мы хотим иметь устойчиво однозначную инфляцию.
С другой стороны, рубль быстро укрепляется, сводя на нет освежающий эффект девальвации и грозя ростом импорта и плохим платежным балансом, с которым ЦБ потом придется справляться за счет траты резервов. Неофициальный коридо , в котором ЦБ старался держать рубль, – 34,6 – 38,5 рубля за бивалютную корзину (состоит из 0,45 евро и 0,55 долларов). Накануне решения ЦБ о снижении ставки российская валюта пробила нижнюю границу этого коридора.
Главная причина укрепления рубля – приток капитала, вызванный разницей ставок, – минимальных на Западе и очень высоких у нас. Вместе с низким риском девальвации это делает рублевые активы крайне привлекательными для спекуляций. Все выгоды и недостатки такого положения были изведаны Россией еще в середине 2000-х годов.
На сей раз ЦБ решил, что сокращение разрыва между зарубежными ставками и нашей делает рубль менее привлекательным для вложения.
Кроме того, агрессивное снижение ставки – это обычно сигнал о дурном положении в экономике. Если ЦБ РФ продолжит снижать ставку, тогда как во всем мире ставки стабилизируются или пойдут вверх, это будет отчетливым сигналом для инвесторов о нездоровых тенденциях в российской экономике , из-за чего рубль может ослабнуть еще сильней.
Прямая речь «Снижение ставки – негативный сигнал для инвесторов» Ведущий эксперт «Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования» Олег Солнцев
о последствиях снижения ставки:
По моим наблюдениям, carry-trade пошел на спад в июле, и сейчас никакой проблемы с ним нет. Это преимущественно наши банки укрепляют рубль. В августе они покупали валюту, теперь продают. Вряд ли, таким образом, ЦБ снизил ставку, чтобы побороть carry-trade.
Но в любом случае, действия регулятора загадочны, он уже близок к тому уровню, который обозначил как уровень на конец года. Снижать ставку дальше можно, и, очень возможно, она будет снижена. Но это странный, негативный сигнал для инвесторов и рынка вообще.
Мы много говорим сейчас о стабилизации. А какая же это стабилизация, если ставку опускают ниже исторических минимумов? Это какая-то стабилизация с большой буквы «С». Ведь такое делают, чтобы в самой критической ситуации поддержать экономику на плаву.
СЛЕДИТЕ ЗА КУРСОМ
Можно, таким образом, предположить, что неожиданное изменение ставки – проба сил и испытание нового инструмента управления курсом О результатах испытаний мы узнаем в ближайшее время – наблюдая за курсом рубля.
Но уже сейчас можно сказать, что ЦБ выступает против дальнейшего укрепления российской валюты. Значит ли это, что Центробанк и дальше будет снижать ставку?
По опросу Reuters, большинство ожидает ставку в 9,5% на конец 2009 г. Олег Вьюгин считает, что может быть и 10%. Но многие уже ждут 8 – 8,5% Но в самом ЦБ надеются, что таких быстрых скачков вниз делать больше не придется просто потому, что ставки начнут повышать за границей, сокращая разницу между российскими и зарубежными ставками без всяких действий со стороны ЦБ. Эту уверенность подкрепили своими заявлениями представители ФРС.
Прямая речь «Можно снизить еще на 1,5 – 2%» Экономист UniCredit Владимир Осаковский
о снижении ключевых процентных ставок:
Ставка однодневного РЕПО, в большей степени влияющая на стоимость денег внутри страны, с завтрашнего дня составит 7,25% годовых. Это далеко не предел. Она вполне может быть снижена еще на 1,5 – 2 процентных пункта без каких-либо существенных последствий для экономики. Соответственно, и для ставки рефинансирования безболезненный уровень составляет 8 – 8,5% годовых. Более сильное снижение может усилить давление на рубль и раскрутить инфляцию.
Прямая речь «ЦБ может повторить свой маневр хоть через две недели» Руководитель Центра экономических исследований МФПА Сергей Моисеев
о замысле ЦБ:
ЦБ понижает ставку на 0,5 п.п. Вместо 0,25, не дождавшись ни данных по инфляции, не имея каких-либо экстренных известий. То есть, без всяких видимых причин. Все факторы, которые обычно имеют отношение в ставке, – макроэкономические, внешняя конъюнктура – все они не дают никаких поводов для беспокойства. Единственное, что может беспокоить ЦБ, – приток капитала.
Сейчас ставка, благодаря той зависимости от ЦБ, в которую попали российские банки из-за кризиса, – очень влиятельный инструмент. Но по-прежнему наиболее мощными инструментами остаются все-таки резервы и объем валютных интервенций.
Для меня есть только одно объяснение этого: в ЦБ беспокоятся по поводу происходящего на валютном рынке и хотят сократить дифференциацию между ставками внутри страны и за рубежом.
Это значит, что инфляцией наш ЦБ не озабочен вообще. И если рубль продолжит укрепляться, то может повторить свой маневр хоть через две недели. При этом будет придерживать долгосрочные ставки. Хотя я бы на месте регулятора был осторожней. Все-таки его задача – борьба с инфляцией. А 10% – это крайний уровень, дальше уже могут быть негативные последствия для макроэкономической стабильности.
Прямая речь «ЦБ ускорился» Экономист банка «Траст» Евгений Надоршин
об очередном снижении ставки рефинансирования:
Сегодняшнее понижение ставок не вписывается в обозначенную ранее Банком России тенденцию. Если в августе было всего одно снижение, то в сентябре – уже два. Кроме того, снижение ставок не равномерное, как раньше. Некоторые снижены на 0,75%-ных пункта, есть и те, которые снижены на 0,25%-ных пункта. Это смелый и достаточно неожиданный ход, означающий пересмотр прежней стратегии. Спрогнозировать до каких уровней ЦБ готов снижать ставки в дальнейшем пока сложно – регулятор не предоставил достаточно информации. Возможно, динамичное снижение (темпами сентября) продолжится, но последствия такого шага для меня неочевидны. Вслед за ставками ЦБ могут пойти вниз ставки денежного рынка, а следом доходности рублевых облигаций. Если при этом ЦБ поспешит, то Россия может потерять часть своей привлекательности по сравнению с другими развивающимися странами, и потоки капитала могут и развернуться: вместо того притока, которым характеризуется рынок сейчас, капитал снова начнет утекать, а дорожавший рубль будет дешеветь.
Прямая речь «Оживление кредитования - заслуга правительства, а не ЦБ» Главный экономист по России и СНГ Merrill Lynch Securities Bank of America Юлия Цепляева
о ставках и кредитовании:
Многим странными и неожиданными показались действия ЦБ. Только в начале сентября Улюкаев говорил, что ставка может опуститься к концу года до 9,5%, – и практически сразу же такой резкий шаг в этом направлении, который задает более высокую скорость, чем та, на которую рассчитывал рынок, исходя из заявлений руководства ЦБ.
В ЦБ, я думаю, не слишком верят в то, что ставка влияет на инфляцию. Зато там вполне могут верить, что она влияет на кредитование, в котором наметилось какое-то оживление. Это, скорей всего, не так, и основная причина – начавшая работать система госгарантий, но в ЦБ могут думать по-другому. И значит, оживление в кредитовании их ободрило, они сочли это своей заслугой (а не заслугой правительства) и решили его подстегнуть.
Что касается валютной версии действий ЦБ, то в последнее время он наоборот старался всячески демонстрировать, что далек от управления курсом, снижал интервенции, особо не вмешивался. Хотя, надо сказать, что у ЦБ был такой неофициальный коридор – между 36,4 и 38,5 рубля за бивалютную корзину. Сейчас рубль из этого коридора вышел.
В дальнейшем ставка будет снижаться, большинство экономистов ожидает 9,5% к концу года. Хотя понятно, что тому же Улюкаеву во всем верить нельзя: он часто говорит свое мнение, а не мнение ЦБ, и не всегда может убедить коллег в своей правоте.
Прямая речь «Объективно, вернуть кредиты по ставке 18–24% весьма трудно, если предприниматель занимается законным бизнесом» Заместитель председателя правления Сбербанка Илкка Салонен
На круглом столе в «РИА Новости» «Деньги для малого бизнеса: господдержка, кредиты, информационные ресурсы»:
Я редко видел, чтобы макроэкономисты были едины. И впервые слышу, как они говорят, что кредитование – это ключевой процесс: если запустим, то можем разрешить ситуацию.
В отличие от 1998-го года ЦБ обеспечил всех ликвидностью. С предложением денег легче. Тяжелее со спросом. Еще несколько месяцев назад было трудно сказать, когда закончится кризис и закончится ли он вообще. Многие предприятия приостановили работу. Многие предприятия, которым мы дали бы кредиты, не брали их.
Объективно, в условиях инфляции в 10 – 11% в год вернуть кредиты по ставке 18 – 24% весьма трудно, если предприниматель занимается законным бизнесом.
Как мы анализируем кредитное качество? Это не высшая математика, а элементарная работа банкира. Надо знать бизнес клиента. Надо искать подходящую структуру обеспечения. Но надо помнить, что [забрать] обеспечение – это второй выход для банка. А в первую очередь надо понимать, где наш клиент найдет деньги, чтобы выплатить кредит.
Мы сделали экспресс-лизинг, который, как мне кажется, подходит для стартапов, упростили получение кредита до 1 млн рублей и упростили кредитование под залог недвижимости.
Но сейчас потихонечку экономические условия улучшаются. Последнее время кредиты малому и среднему бизнесу растут. Доля малого и среднего бизнеса – это 80% наших заемщиков. Но по объему денег это далеко не 80%. Мы бы хотели, чтобы объем кредитов малому бизнесу вырос, потому что это более диверсифицированный кредитный риск, чем кредиты крупным клиентам.
Я думаю, что самые трудные времена позади. Но просрочка у нас растет. У нас просрочка 3,7% на 1 сентября. Я вижу , что в новых кредитах меньше проблем, поэтому я думаю, что худшие времена позади.
Прямая речь «ЦБ продолжит поджимать ставки» Начальник отдела макроэкономики и анализа долговых обязательств «Ренессанс-капитала» Алексей Моисеев
об очередном снижении ключевых процентных ставок:
Центробанк поступает абсолютно правильно. Надо снижать на 0,25%-ных пункта и смотреть, что будет. Более резкие движения могут привести к непредсказуемым последствиям, например, обвалу рубля. То, что сегодня ЦБ поступил чуть агрессивнее, чем обычно, тоже вполне оправданно. Замедление притока бюджетных денег в систему (денежная масса M2 и M0 в этом году сократились на 1,4% и 7,6% соответственно) спровоцировало рост ставок на межбанковском рынке, и, чтобы снизить напряжение, регулятор «поджал» свои краткосрочные ставки: однодневное и семидневное РЕПО теперь стоят одинаково – всего 7,25% годовых. Но, в целом, основным поводом для снижения стала большая уверенность ЦБ в том, что инфляцию удалось обуздать.
Снижение ставок продолжится, и к концу года однодневное РЕПО может подешеветь до 6,25 – 6,5% годовых, то есть еще на 0,75 – 1 процентный пункт. При этом, чтобы стимулировать восстановление кредитования реального сектора, ставки по более долгосрочным инструментам будут снижаться быстрее. То есть ставка рефинансирования к концу года может опуститься до 8% годовых. Это не преминет сказаться на ставках по вкладам и суммах собираемых пеней и штрафов, которые привязаны к этому индикатору.
Рубль укрепляется, и давление на него сохранится. Сегодня, впервые с июня, ЦБ понизил свой курс покупки рубля к бивалютной корзине до 36,3 руб. При этом существенно снизились и ставки NDF (беспоставочных валютных форвардов). Впервые за последние несколько месяцев годовая ставка NDF опустилась ниже 10% до 9,8%. Это на руку любителям стратегии carry trade, тем, что уже зашли в российские долговые бумаги. Падение ставок означает рост их позиций. Особенно, если речь идет о государственных облигациях и обязательствах Москвы, под которые можно рефинансироваться в ЦБ и на межбанковском рынке с минимальными дисконтами.
Обсудить новость в форуме
Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться
|