Истории успеха
Журнал
|
Гамлетовский вопрос
05.09.2009
Борьба за справедливость в отношении обязательного пенсионного сбора с предпринимателей, уплачивающих единый налог, активно продолжается. При этом представители малого и среднего бизнеса размышляют так: — Постановление № 366 от 14 апреля 2009 года «Об уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, избравших упрощенный способ налогообложения» — незаконно; — платить, или не платить пенсионный сбор?! Что касается первого соображения, все понятно — и мы уже неоднократно упоминали, о том, что КМУ в очередной раз вышел за рамки своих полномочий. Но, что, же делать по второму вопросу?.. Здесь все зависит от личности частного предпринимателя, его материального положения, «хода дел», и т.д. И, как вы понимаете, возможны два варианта, каждый из которых рассмотрим в отдельности. Первый вариант — вы платите сбор. Тогда у вас нет никаких проблем, вас никто и ничто не тревожит, спите вы спокойно, но без части ваших денег. Второй вариант — вы игнорируете уплату сбора. Это означает, что вы — на «тропе войны». Дело в том, что, согласно пункту 4 Постановления Кабинета Министров от 21.05.2009 г. № 505, Пенсионному фонду Украины поручено «проводить до 5 апреля следующего года сверки сумм страховых взносов на счетах плательщиков с учетом установленного размера минимального страхового взноса в соответствующем периоде». Выявляя неуплату, ПФУ делает следующее: 1. Сверяет с частным предпринимателем расчеты. 2. Составляет акт сверки расчетов. 3. На протяжении 10 дней отправляет частному предпринимателю акт сверки с указанием суммы недоимки. Предпринимателю на раздумья дается 30 дней с момента получения акта сверки — уплатить суммы новых пенсионных поборов, или нет. Если предприниматель на протяжении 30 дней все-таки уплатит, то штрафных санкций и пеню не взыскивают. И только в случае, если предприниматель проигнорирует высланный ему акт сверки и требование уплатить новые пенсионные взносы, на него будут налагаться штрафы и пеня. Давайте подробнее рассмотрим процедуру проверки правильности исчисления и уплаты взносов. Во-первых, страхователь обязан допускать должностных лиц органов ПФУ к проведению проверки (сверки). Документом, подтверждающим право на ее проведение, является распоряжение начальника управления Пенсионного фонда в районе, городе (районе в городе), которое обязательно должно быть оформлено на бланке и содержать следующие данные: вид проверки, срок ее проведения, фамилия, имя, отчество и должность проверяющего, основания для ее проведения. До начала проведения проверки страхователь имеет право проверить наличие полномочий. Отметим, что должностное лицо контролирующего органа перед началом проверки обязано сделать запись в журнале регистрации проверок в случае его предъявления предпринимателем (форма такого журнала утверждена Приказом Госкомитета по вопросам развития предпринимательства от 10.08.1998 года № 18). Отказ должностного лица, осуществляющего проверку, от подписи в журнале регистрации проверок является основанием для недопущения его к выполнению этой работы. Во-вторых, перед началом проверки, должностные лица Пенсионного фонда обязательно проверяют правильность предоставления налоговых льгот. В соответствии с подпунктом 12.5. Инструкции о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование контроль проводится путем проверки бухгалтерии, платежных поручений о перечислении страховых взносов, иных документов. Как уже упоминалось ранее, по результатам проверки составляется акт. К акту проверки (сверки) могут прилагаться информационные приложения: расчеты доначисленных сумм обязательств по уплате взноса, письменные пояснения плательщика взноса, и др. Отметим, что Законом Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV «Об обязательном государственном пенсионном страховании» установлена ответственность плательщиков взносов в Пенсионный фонд (коими являются и предприниматели) за неуплату взносов. Поскольку ПФУ считает, что требования Постановления № 366 не идут вразрез с нормами Закона № 1058, скорее всего, он будет руководствоваться статьей 106 данного Закона. В этой статье определен порядок взыскания неуплаченных взносов (просроченной задолженности по уплате страховых взносов). Учитывая тот факт, что судебная тяжба по обжалованию Постановления № 366 от 14 апреля 2009 года «Об уплате взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности, избравших упрощенный способ налогообложения» затянулась «на века», предпринимателям стоит быть начеку. Обратим внимание, что, говоря о штрафных санкциях и пене, мы имеем в виду финансовую ответственность. Но существует и административная ответственность, которая, несмотря, ни на что остается в силе. Так, согласно части 3 статьи 165—1 Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП), за неуплату или несвоевременную уплату страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование (в том числе «за себя»), в сумме, не превышающей 300 не облагаемых минимумов доходов граждан, предусмотрен штраф от 425 до 850 гривень. Впрочем, если внимательно вчитаться в статью 165‑1, увидим, что она применяется исключительно к должностным лицам. А частные предприниматели таковыми не являются. Следовательно, ПФУ не вправе привлекать к ответственности частных предпринимателей по ст. 165‑1 КоАП. Хотя на практике вполне возможно, что работники ПФУ проигнорируют это, что будет незаконным (то есть, решение можно будет оспорить всегда). Обсудить новость в форуме
Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться
|
|
Новости сайта
Новости
Опрос
Вы сейчас работаете?
АРХИВ ОПРОСОВ
Контакты
E-mail: welcome@hbmag.ru
347304333
|