Истории успеха
Журнал
|
Государственное… ВРЕДпринимательство
05.09.2009
В Украине предусмотрено 277 видов разрешений, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности! Самое поразительное заключается в том, что за время кризиса меньше их не стало — они не менялись с октября 2006 года. В развитых странах малый и средний бизнес дает до 60 процентов доходов бюджета, но Украина к их числу, увы, не относится. Мировой финансовый кризис повлек за собой падение доходности многих видов коммерческой деятельности. Казалось бы, трудные времена должны были подтолкнуть украинскую власть к тому, чтобы облегчить участь предпринимателей и не допустить снижения деловой активности. Однако надежды малого бизнеса оказались наивными грезами. В этом мы убедились в ходе беседы с председателем Измаильского городского Фонда поддержки предпринимательства Валентиной Стойковой. Регистрация — не проблема. Проблемы начинаются потом… — Тема действительно невеселая, но я начну с оптимистической ноты, — говорит Валентина Филипповна. — Сегодня зарегистрировать новый бизнес — не проблема. По крайней мере, в Измаиле. Здесь действует коммунальное предприятие «Бюро содействия инвестициям», которое за умеренную плату может подготовить весь пакет документов, необходимых для регистрации. Сейчас нет проблемы с областным управлением статистики (как это было раньше, когда приходилось ездить в Одессу), нет проблемы с изготовлением печати — ее тоже можно сделать в Измаиле. Таким образом, процедуру регистрации можно пройти за неделю, а денежные затраты при этом составят не более 700‑800 гривень. Схема в общих чертах такова: государственный регистратор выдаст вам свидетельство, после чего вам надо получить код вида предпринимательской деятельности, зарегистрироваться в фондах социального страхования и Пенсионном фонде, получить в налоговой инспекции свидетельство плательщика налогов и определиться с видом налогообложения (например, единый или фиксированный налог). С этого момента заканчивается период регистрации и наступает ответственность субъекта предпринимательской деятельности перед законом. Но это — юридическая сторона. Проблемы начинаются на этапе фактического открытия и дальнейшей «раскрутки» бизнеса, и вот как раз к этому этапу предприниматель зачастую не готов. Давайте условно рассмотрим три основных варианта открытия собственного дела. Вариант первый — вы создаете бизнес с нуля. Второй вариант — покупка готового бизнеса. И третий вариант состоит в том, что вы можете купить так называемую франшизу — программу уже существующей, продуманной системы бизнеса, причем, как правило, под вывеской известной торговой марки или брэнда. В чем заключаются достоинства и недостатки каждого из названных вариантов? Во-первых, бизнес с нуля строится в соответствии с вашими предпочтениями, идеями и планами. То есть, вы обладаете полной свободой инициативы. Однако вас ожидают проблемы, связанные с жизненным циклом молодого предприятия. Период его рождения и становления может оказаться чрезвычайно сложным. Даже если ваше дело — потенциально самое прибыльное, воплощающее в себе великолепную идею, дай Бог, чтобы предприятие на первом году своего существования заработало хотя бы 30 процентов от первоначально планируемой прибыли. Поэтому я рекомендовала бы начинающим предпринимателям еще на стадии возникновения идеи тщательно подготовить бизнес-план, трезво оценить стартовые условия и ответить на вопрос: действительно ли эта идея так хороша? Или, быть может, нет смысла ее осуществлять? Более того, по моему убеждению, разработкой бизнес-плана, изучением экономической ситуации и оценкой возможных рисков следует заниматься не в процессе регистрации предприятия, а за полгода, даже за год до того. Можно «застрять» на годы! Как я уже сказала, государственная регистрация не потребует много времени и денег. Другой вопрос — получение всевозможных разрешений. До тех пор, пока вы не предприниматель, вы не можете, к примеру, получить отвод земельного участка или арендовать помещение. Получается замкнутый круг: де-юре вы уже открыли бизнес, а де-факто он не работает. Допустим, вы открываете сапожную мастерскую и присмотрели помещение, которое является коммунальной собственностью. Следующий шаг — оформление аренды. Вам надо подготовить и подать на сессию местного совета соответствующий пакет документов, однако никто не гарантирует, что ваше обращение будет рассмотрено на ближайшей сессии. На этом этапе можно «застрять» даже на два-три года! В итоге некоторые начинающие бизнесмены не выдерживают и просто отказываются от задуманного. Как показывает статистика, 30 процентов регистрируемых в Украине предприятий закрываются в течение первого года своей деятельности. Именно в таких ситуациях и требуется помощь местных и региональных фондов поддержки предпринимательства, которые призваны обучать начинающих бизнесменов, помогать им составлять бизнес-планы и оказывать консалтинговые услуги. Все это можно делать гораздо более активно, и делать бесплатно. Но при одном условии — государство должно взять на себя финансирование самих фондов, что, собственно, и предусмотрено официально провозглашенной концепцией развития малого и среднего бизнеса в Украине. Однако фактически фонды поддержки предпринимательства брошены государством на произвол судьбы. Так о какой государственной политике в этой сфере мы говорим? Стыдно сказать: впервые за 8 лет своего существования наш фонд остался без денег для подписки на периодические издания… Вариант второй — вы покупаете готовый бизнес. В этом случае проблема получения разрешений будет не столь острой. Разрешения выдаются на объект, и если, скажем, вы покупаете магазин, то оформить на него документы не составит особого труда. Плюсы очевидны: есть постоянные клиенты, есть поставщики, и вам, возможно, надо лишь сделать ремонт и разобраться в бухгалтерии. Вроде как все ясно и понятно. Но тут возникает важнейший вопрос: а какую репутацию оставил в наследство приобретенный вами бизнес? Возможно, его репутация настолько подмочена, что это оттолкнет от вас всех клиентов. Значит, перед покупкой магазина надо провести хотя бы «разведку» и маркетинговые исследования. Третий и, на мой взгляд, самый мягкий вариант — франшиза. В Украине действует ассоциация франчайзеров, которые продают самый разнообразный бизнес. Они предложат вам готовую и уже работающую идею, проконсультируют по всем вопросам, порекомендуют оборудование, помогут взять банковский кредит. Предположим, вы желаете приобрести пиццерию известной торговой марки. И где бы вы ни увидели заветную вывеску, вы будете понимать, что это один общий уровень, общие стандарты качества, обученный персонал. Единственная трудность в рамках данной схемы состоит в том, что вам необходимо подписать франчайзерный договор, предполагающий вашу ответственность за соблюдение стандартов избранной торговой марки. И если вы не справитесь с выполнением установленных требований, то договор будет расторгнут. К тому же, это обернется для вас высокими штрафными санкциями. Бизнесу легче не стало. И не станет Итак, мы с вами определились с вариантами открытия бизнеса, и теперь перейдем к организационно-правовым вопросам. Не следует забывать, что в определенных случаях «разрешительная эпопея» предусматривает получение лицензии: на сегодняшний день лицензированию подлежат 64 вида предпринимательской деятельности. В Измаиле помочь в оформлении документов на получение лицензии может уже упоминавшееся КП «Бюро содействия инвестициям», однако вам предстоит беготня по всем прочим инстанциям, выдающим разрешения. И это несмотря на то, что в Украине законодательно установлен принцип «одного окна». Во всяком случае, в Придунайском регионе его благополучно похоронили. Единый разрешительный офис в Измаиле реально выдает не более 17 разрешений. Тут надо отметить, что в настоящее время в Украине предусмотрено 277 видов разрешений, необходимых для предпринимательской деятельности! С ними, кстати, можно ознакомиться на сайте Госкомитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. И самое поразительное заключается в том, что за время кризиса меньше их не стало — они не менялись с октября 2006 года. По отдельным направлениям давление на бизнес даже усиливается. Последний резонансный пример — решение Правительства о том, чтобы заставить плательщиков единого налога платить еще и в Пенсионный фонд. Более того, нет никаких предпосылок к тому, что Правительство и Рада в обозримом будущем примут меры, направленные на поддержку малого бизнеса, упрощение регуляторной политики и стимулирование предпринимательства в условиях кризиса. Те законопроекты, которые внесены в наш парламент и размещены на сайте Госкомпредпринимательства, свидетельствуют о том, что малому бизнесу в нашей стране будет еще тяжелее. Знаете, когда меня приглашают, скажем, на открытие магазина, и я вижу тех людей, которые от начала и до конца прошли путь к этому событию, то иногда кажется: сейчас перережут красную ленточку — и они просто упадут под тяжестью выпавших на их долю трудностей, забот и хлопот… Для сравнения: чтобы открыть и зарегистрировать магазин (при наличии товара) в Голландии и Германии, требуется всего лишь 3 дня! На закон — наплевать Бизнесу мешает не только громоздкая регуляторная система. Отдельная тема — отсутствие доступной информации, необходимой предпринимательскому сообществу. К примеру, бизнесмен нигде «просто так» не найдет сведений о наличии свободных земельных участков или помещений, которые можно взять в аренду. «По идее», такого рода информация должна быть совершенно открытой, и в первую очередь на сайтах муниципальных властей. К сожалению, в Измаиле (да и не только) это тайна за семью печатями. Причем, нетрудно догадаться, почему. Закрытая информация — питательная среда для коррупции. До недавнего времени одной из форм стимулирования и развития малого бизнеса в Украине была государственная программа предоставления безработным финансовой помощи на открытие собственной предпринимательской деятельности. Деньги выделялись по линии службы занятости, но в 2009 году программа была свернута. Как сообщила заместитель директора Измаильского горрайонного Центра занятости Наталья Кирияк, в минувшем году этими средствами воспользовались 87 жителей Измаила и Измаильского района — в общей сложности они получили 376 тысяч гривень. Теперь вышеупомянутая программа не финансируется вообще. Соответственно, безработные потеряли дополнительную возможность трудоустроиться и «слезть с шеи» того же государства, а Измаильский Фонд поддержки предпринимательства потерял деньги (около 30 тысяч гривень в год), которые получал от службы занятости за обучение начинающих бизнесменов из числа безработных. И что в итоге выиграло государство? Кстати, согласно Закону о государственной поддержке предпринимательства, местные советы обязаны выделять на эти цели 0,5 процента местных бюджетов, однако в действительности эта правовая норма просто игнорируется. В частности, в 2009 году в бюджете Измаила на развитие малого и среднего бизнеса не предусмотрено ни копейки. Ныне Измаильский Фонд поддержки предпринимательства выживает только за счет того, что ищет клиентов по всему региону и заключает с ними договора на услуги, а также получает гранты на реализацию программ международных неправительственных организаций (НПО). Один из таких грантов — в рамках программы UNITER «Консолидация и укрепление «третьего сектора» ради демократических преобразований в Придунавье». Красиво звучит, не правда ли? Западные НПО продвигают у нас «демократические преобразования», украинские политики (как всегда) озабочены выборами, и только предприниматели заняты физическим выживанием. Впрочем, как и большинство граждан нашей страны. Андрей Потылико Обсудить новость в форуме
Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться
|
|
Новости сайта
Новости
Опрос
Вы сейчас работаете?
АРХИВ ОПРОСОВ
Контакты
E-mail: welcome@hbmag.ru
347304333
|