Истории успеха
Добавить сайт в избранноеДобавить страницу в избранноеСделать стартовойHBM на Вашем сайте





Регистрация | Я забыл пароль

Зачем регистрироваться?
Новости | Документы | Кредитование new| Истории успеха | Консультация юриста | Консультация бухгалтера | Домашний офис | Надомная работа | Мероприятия | Организации | Доска объявлений | Отзывы | Форум | Работа | Фото | Бизнес-анекдоты new

Истории успеха


Журнал

Просмотр выпуска
Архив номеров


Стать успешным очень просто. Главное - начать!

Инновационная политика России должна измениться


12.07.2009

В рамках работы Комитета по инновационной политике НП «Регионы XXI век» Институт Региональных Инновационных Систем (ИРИС) разработал концепцию формирования национальной инновационной системы (НИС) Российской Федерации. Концепция станет частью более общей Программы международного и межрегионального сотрудничества регионов РФ, разрабатываемой НП «Регионы XXI век».

В документе приведён сравнительный анализ международного опыта по формированию инновационных систем, а также результаты и выводы ряда исследований инновационной сферы субъектов Российской Федерации.

В частности, речь идет о том, что в настоящий момент в России нет чётко сформулированного федерального проекта по формированию промышленной и инновационной систем.

Очевидно, что многие регионы сегодня не имеют развитой инновационной системы, не имеют полноценной стратегии инновационного развития и поэтому не могут эффективно развиваться.

В некоторых регионах РФ разрабатываются собственные программы, связанные с инновационным развитием, но все они не носят целостного (системного) характера. За рамками программ остаются ключевые аспекты взаимодействия малого инновационного бизнеса, научных и образовательных организаций и крупных промышленных компаний. Создаются отдельные элементы региональных инновационных систем (РИС), но из-за отсутствия системного подхода и целостной федеральной политики по-прежнему существует разрыв инновационного цикла: когда от идеи до внедрения инновация проходит через разные стадии, а на определённых этапах отсутствуют соответствующие поддерживающие институты, выполняющие необходимые функции.

Кроме того, зачастую отсутствует единая организационная основа, обеспечивающая целостное управление региональной инновационной стратегией и развитием.

В регионах нет чёткого понимания разделения функций между федеральной и региональной властями относительно совместного стратегического развития региональной и национальной инновационных систем.

Ввиду отсутствия данного проекта у государства его могут инициировать заинтересованные участники — бизнес, институты гражданского общества, что сейчас и происходит. Причём, наряду с формированием самого проекта, важно формировать ещё и сценарии его реализации, то есть согласованную позицию всех заинтересованных участников. Именно поэтому особую значимость приобретают коммуникативный процесс, обмен мнениями.

Что касается власти, то в документе отмечено, что многие российские научные институты, занимающиеся анализом и моделированием экономических систем для органов государственной власти, при всем уважении к работающим там специалистам, предлагают скорее не механизмы создания и модернизации наукоемкой промышленности РФ, а некоторые отчёты, включающие анализ статистических данных и перевод западных моделей.

Подобные отчёты полезны, если они предлагают конкретные решения. Но разработать такие модели возможно, только активно участвуя в "реальных" процессах. У нас же исторически сложилось так, что те, кто делает анализ и заключение, не предлагает проект решения, так как в реальных процессах участвует слабо. К тому же, полностью отсутствует и понимание того, кто будет эти новые проекты реализовывать.

Именно поэтому представители региональной и федеральной властей при формировании инновационной политики испытывают серьезные затруднения, пытаясь оценить предлагаемые инициативы.

Это выявляет ещё одну очень серьезную проблему - отсутствие института экспертов в сфере создания инновационных систем. Это в первую очередь связано с тем, что в России отсутствуют апробированные модели национальной и региональных инновационных систем.

С другой стороны, активно формирующиеся финансовые институты развития и банки проявляют интерес к коммерциализации системных проектов. Но для них важно видение стратегии развития отраслей промышленности, которое без участия государства вряд ли можно сформулировать.

Поэтому мы имеем двойственную ситуацию: власть не может проверить предлагаемые ей инициативы из-за отсутствия института экспертов, а бизнес ожидает со стороны государства принятия четкой стратегии развития отраслей и поддерживающих политик.

Наряду с этим мы видим появление достаточного количества инициатив и проектов, которые закладывают основы инновационных систем и, в то же время, сталкиваются с очень серьезными трудностями из-за отсутствия стратегии развития этих процессов у власти.

Если говорить о международном опыте, то динамичные изменения в технологической и инновационной политике лидеров мировой экономики свидетельствуют о снижении возможности управления инновационными процессами на национальном уровне.

Политика прямых инноваций меняется на политику способности к инновациям, фокусируясь на создании поддерживающих институциональных структур, а также кластерных и сетевых формаций в регионах.

Основываясь на мировом опыте, можно сделать вывод о том, что в крупных странах концепция централизованной национальной инновационной системы, не учитывающая особенности развития регионов, оказывается малоэффективной.

Географическая локализация представляет собой большое преимущество при развитии инновационной системы, так как это упрощает коммуникации и обмен неявными знаниями между специализированными организациями.

Концепция указывает на то, что при формировании национальной инновационной системы РФ особую роль приобретает поддержка и развитие региональных инновационных систем. Основываясь на выводе о малой эффективности централизованной национальной инновационной системы в больших странах, в документе предлагается положить в основу модели национальной инновационной системы РФ развитие региональных инновационных систем.

Это можно сделать путём реализации набора государственных программ. По сути, эти программы поддерживают ключевые механизмы (инструменты), закладывающие основу системы долгосрочного планирования и развития региональных инновационных систем субъектов РФ.

К подготовке прототипа основной федеральной Программы по формированию РИС в субъектах РФ в настоящий момент и приступил Комитет по инновационной политике НП «Регионы XXI век».

Проектирование региональной системы представляет собой выявление поддерживающих функций, которые сейчас не выполнятся или плохо выполняются, и делегирование этих функций существующим организациям, а если таковых нет, то необходимо создавать новые. Эти преобразования должны иметь системный характер и, самое главное, формализованные сценарии их дальнейшего развития, которые обсуждались бы со всеми заинтересованными участниками.

В сложившейся ситуации очень важен целостный подход к поддержке инновационных процессов в экономике. Первостепенными задачами на этом этапе являются: 
  1. Разработка согласованной федеральной политики по формированию региональных инновационных систем в субъектах Российской Федерации.
  2. Создание единой организационной структуры для разработки стратегической программы инновационного развития и управления последующей реализацией программы в регионах.
Всем участникам, и бизнесу, и власти, необходимо изменить свое привычное отношение к инновационным проектам и выйти на новый уровень их осознанного восприятия.

Проекты системного уровня требуют наличия соответствующего института экспертов. Как уже было сказано, такой институт российских экспертов у нас только начинает формироваться.

Мы можем использовать опыт зарубежных экспертов в области создания инновационных систем, но использовать их модели под копирку вряд ли возможно по причине социокультурных и национальных особенностей реализации проектов в России. Таких экспертов можно только вырастить собственными усилиями и на собственном опыте, минимизируя при этом возможные риски.

Для формирования национальной инновационной системы России необходимо использовать инициативные региональные проекты, которые уже появились. Сама поддержка региональных инновационных систем должна стать национальным проектом.

По сути, этот национальный проект будет обеспечивать согласованность конкретных инновационных бизнес проектов на всех уровнях и создаст базу интеллектуальной собственности России. Кроме того, данный проект поможет сформировать институт экспертов в области инновационных систем регионального и национального масштаба. И это на сегодняшний день - наиболее оптимальный путь для становления российской экономики знаний.

Обсудить новость в форуме



<<< 12.07.2009
Евгений Тарло на Форуме Селигер-2009

 11.07.2009 >>>
Создавать и сохранять постоянные рабочие места


Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться

Новости сайта




Среди миллиона идей найди лучшую для себя!

Новости


Опрос


Вы сейчас работаете?

 Да, работаю на основной работе
 Да, работаю на основной работе и думаю о собственном деле
 Да, работаю и параллельно веду свое дело
 Нет, не работаю
 Нет, не работаю, и хочу найти дополнительный заработок
 Нет, не работаю, хочу начать свое дело
 Нет, не работаю. Хочу найти основную работу и начать свое дело

АРХИВ ОПРОСОВ

Контакты


E-mail: welcome@hbmag.ru
347304333

Новости | Документы | Истории успеха | Поиск бизнеса. Бизнес идеи | Начало бизнеса. Стартап | Финансы | Консультация юриста | Консультация бухгалтера
Управление| Маркетинг и продажи | Персонал | Домашний офис | Надомная работа | Мероприятия | Организации | Доска объявлений | Форум | Работа

© 2007 Издательский дом "Отраслевые ведомости".
Вся информация, размещённая на данном сайте, принадлежит ЗАО "Отраслевые ведомости".
Несанкционированное копирование информации без ссылки на источник категорически запрещено
  Реклама на сайте

(D)