11.06.2009
Кризис не помогает российскому легпрому «подвинуть» импорт на собственном рынке. Торговля отвечает на кризис сменой форматов, а не поставщиков. Поэтому производителям остается надеяться только на госзаказ.
11 июня в мэрии Москвы заканчивает работу выставка-презентация текстильной продукции предприятий Ивановской области. «Наша задача развивать производство с высокой добавленной стоимостью — от сырьевого сектора к выпуску готовой продукции», — заявил на открытии выставки губернатор Ивановской области Михаил Мень. А первый замруководителя фракции «Единая Россия» Татьяна Яковлева подчеркнула: «Ивановская область является регионом, где сосредоточено 2/3 российских производственных мощностей по выпуску хлопчатобумажных тканей. Поэтому малейшее изменение в отрасли немедленно сказывается на экономическом и социальном состоянии региона».
Действительно, в текстильной промышленности Ивановской отрасли работают более 50 тыс. человек, и для региональной администрации обеспечение их занятости — «больной» вопрос. С другой стороны, этот вопрос остро стоит и перед федеральной властью, ведь суммарно в легкой промышленности России занято 462,8 тыс. человек. Это 14 тыс. крупных, средних и малых предприятий, расположенных в 72 регионах страны. Бросать полмиллиона населения на произвол судьбы нельзя, нужно хоть как-то поддерживать.
«Сегодня в легкой промышленности сформировалось здоровое ядро из нескольких десятков крупнейших предприятий и сотен средних и малых фирм, которые нашли свое место на рынке, наладили выпуск востребованной продукции, в том числе для детей и молодежи», — заявил вице-премьер Владимир Путин на заседании президиума правительства РФ 1 июня.
По его словам, в формировании этого «ядра» свою роль сыграли и меры государственной поддержки, введенные в 2006 году: отмена импортных пошлин на ввоз технологического оборудования, и субсидирование процентных ставок по кредитам на закупку сырья, техническое перевооружение, производство экспортной продукции.
По оценкам Путина, в 2006-2008 годах объем господдержки составил 561 млн рублей. В том числе на субсидирование процентных ставок — 450 млн рублей, на стимулирование экспорта — 55 млн рублей, на НИОКРы — 52 млн рублей. Импортного технологического оборудования за это время завезено на сумму свыше $500 млн. В 2009 году на субсидирование процентных ставок по кредитованию на закупку сырья предусмотрено 200 млн рублей и 90 млн рублей — по кредитам на техническое перевооружение.
Правда, на сегодня доля отрасли в объеме промышленного производства страны составляет менее 1%, а в объеме российского экспорта — всего 1,3%. И преимущественно экспортируются товары с низкой добавленной стоимостью — суровые или частично обработанные хлопчатобумажные и льняные ткани (полуфабрикат, подготовленный к окраске или печати). Это при том, что по данным правительства, в 2008 году оборот розничной торговли продукцией легкой промышленности составил 2 трлн рублей. Его доля в розничном товарообороте страны — 14,5%, а в розничном товарообороте непродовольственных товаров — 26,3%.
То есть независимо от производителя потребитель как бы и не замечает государственных мер поддержки. Тем более, что потребителя интересуют не цифры, а сами товары с приемлемым соотношением цена-качество.
И с этой точки зрения российский производитель давно уступил рыночную нишу. По данным Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, доля товаров отечественного производства в объеме розничных продаж — 18,8%, доля официального импорта — 40,2%, доля теневого импорта и производства — 41%. А по оценке DISCOVERY Research Group, доля российских товаров в общем объеме одежного рынка России составляет всего 3,4-3,7%. И даже отечественные розничные сети одежды 80% продукции отшивают в странах с более дешевой рабочей силой. Ситуация же только обостряется — по данным Росстата, выпуск чулочно-носочных изделий в России за январь-апрель составил 88,7% (94,9 млн пар) от объемов аналогичного периода в 2008 году, а костюмов — 77% (1,3 млн). При этом тенденции в сегменте продаж не свидетельствуют, что кто-то надеется на возвращение российских производителей.
Кризис «треплет» индустрию моды и в России: от премиум-класса до низкоценового сегмента. С одной стороны, например, объявила о закрытии 11 магазинов женской одежды под маркой PTA и намерении закрыть 2 оставшихся Silvano Fashion Group. Из принадлежащих этой компании магазинов нижнего белья Oblicie часть будет закрыта, часть переименована в Milavitsa. Отдельного упоминания заслуживают проблемы продавцов шуб. Как сообщил «Росбалту» директор одного из меховых магазинов: «Если бы у меня не было столько долгов, я бы давно закрылся».
С другой стороны, решила открыть в ближайшие три года около 200 магазинов малых форматов (30-100 кв м) в малых городах корпорация Sela. Намерена открыть в Петербурге и области около двух десятков магазинов (120-150 кв. м) и работающая в сегменте женского массмаркета финская компания Naisten Pukutehdas Oy. Здесь — ставка на «интеллектуальные примерочные». На размещенных в примерочных сенсорных мониторах можно уточнить информацию об изделии, а также «примерить» на свою фигуру другие модели или размеры. Электроника вместо продавцов-консультантов.
То есть торговля отвечает на кризис сменой форматов, а не поставщиков. «Российские производители, ориентированные на потребительский сегмент, как правило, шили и продавали одежду под собственной маркой, не имея собственной розницы, но работая с большим числом оптовых покупателей из регионов, — констатирует генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды (АПРИМ) Мария Сморчкова. — Они сейчас в самом тяжелом положении. Оптовики сокращают заказы. На следующий, уже зимний сезон, заказы сокращены на 40-60%».
Кризисный пик на рынке одежды пришелся на первый квартал. Владельцы компаний оценивают падения спроса в этот период в 30-50%. «Проходимость магазинов одежды в среднем упала незначительно (всего на 10% в Москве, на 5-6% — в регионах), — отмечает Сморчкова. — Люди с удовольствием заходят в магазины, смотрят, но ничего не покупают». По оценкам АПРИМ, сокращение среднего чека в розничных сетях в Москве составило 5-8%, в регионах — на 8-10%.
К апрелю наметилось некоторое оживление. Однако тут же пошло общее снижение потребительского спроса. «Своего дна потребительские рынки достигнут только летом»,- прогнозируют в «Банке Москвы».
При этом в начале кризиса игроки рынка одежды предрекали переход потребителя в более низкие ценовые сегменты (что могло хотя бы отчасти поддержать отечественного производителя). Действительность оказалась неприятней, потребитель зачастую просто отказывается от покупок. Так, по результатам опроса исследовательской компании КОМКОН выяснилось, что в I квартале 2009 года перешли на более дешевые марки 15% россиян, а отказались от покупок одежды и обуви 31%.
Естественно, растет доля секонд-хенда. По данным Исследовательского центра портала SuperJob.ru, теперь одежду или обувь в магазинах секонд-хенд приобретает 11% россиян, при этом 2% делает это часто, а 9% — от случая к случаю (около года назад таких было 1% и 8% соответственно). Уточним, далеко не все россияне, делающие покупки в секонд-хенде, готовы в этом признаться.
Ну и, конечно, потребитель в массовом порядке уходит на вещевые рынки, поддерживая таким образом пакистанский, вьетнамский, китайский и иже с ними легпромы.
Со своей стороны государство (в рамках общего тренда) верит, что в некоей перспективе отрасль спасут именно инновации. «Сравнительные расчеты показывают: за счет замены устаревшего оборудования на новое — производительность труда возрастает в 8-10 раз, заработная плата в 3-4 раза, бюджетная эффективность от налоговых поступлений, из расчета на одного работающего в год, более чем в 20 раз», — считает Яковлева. «Необходимо реализовать в отрасли несколько крупных инвестиционных проектов, модернизировать предприятия легкой промышленности по самым современным технологиям, — заявил Путин на заседании президиума правительства, — что позволит существенно поднять стандарты качества продукции и тем самым постепенно вернуть утраченный авторитет отечественных товаров, как в глазах наших потребителей, так и за рубежом». Но заявлял он это «во-вторых». А первым пунктом неотложных мер назвал борьбу с нелегальным импортом и «подпольным» производством.
И нынешняя «перетряска» московского Черкизовского рынка является исполнением премьерского поручения. «Считаю необходимым серьезно усилить борьбу с контрабандой и нелегальным производством и уже в ближайшее время добиться коренного улучшения ситуации», — потребовал Путин. Поэтому можно полагать, что «черкизовское» дело — на ближайшее время не последнее.
Однако если «заморские» товары на вещевых рынках объективно доступней покупателям, только силовыми мерами ситуацию не переломить. Это не удалось при СССР, не удалось за всю историю Новой России, почему должно получиться сейчас?
Конечно, у России еще есть лен (15% мирового производства), но здесь, как и в случае с инновациями, какие-либо выгоды требуют долгосрочных затрат, и, судя по опыту прежних лет, не гарантируют эффекта. А уже обещано, что российский рынок товаров легкой промышленности к 2020 году должен составить более 3,3 трлн рублей. То есть требуется обеспечить рост, по сравнению с днем сегодняшним, более, чем на 50%.
Вот и остается одна надежда. Если государство поддерживает отрасль, то пусть само и покупает плоды этой поддержки.
И на последнем совещании с руководством предприятий легкой промышленности директор департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга РФ Михаил Клинов пояснил, что оперативная поддержка отрасли будет идти преимущественно по двум направлениям. Кроме традиционно обещанной поддержки малого и среднего бизнеса, планируется сконцентрироваться на обеспечении государственного и отраслевого потребления. То есть, на исполнении госзаказа (в настоящее время отрасль обеспечивает «мобилизационные потребности страны» по разным сегментам на 17-36%).
Как заявил Клинов, ключевым приоритетом Стратегии-2020 в сегменте силовых структур является «повышение эффективности госрасходов на вещевое довольствие через техническое перевооружение и проведение НИОКР на соответствующих предприятиях легкой промышленности».
А руководитель Комплекса экономической политики и развития Москвы Юрий Росляк на выставке текстиля из Иваново сообщил, что в Москве в конце мая в рамках реализации пилотного проекта прошли открытые электронные торги. И победителем конкурса в сфере поставок швейной продукции для нужд столицы стало малое предприятие Ивановской области. «Малый бизнес Иванова победил, продемонстрировав значительное снижение стартовой цены по госзаказу. Это значит, что у ивановцев есть необходимый потенциал, есть высококлассная продукция, есть ценовой запас, позволяющий правительству Москвы удешевить затраты по госзакупкам, а ивановскому легпрому — получать гарантированный заказ», — пояснил чиновник.
Все в рамках стратегии — тут и госзаказ, тут и малый бизнес.
В свою очередь, как отмечает глава Ивановской области, в последнее время внимание к текстильной отрасли со стороны власти значительно возросло: «Нам удалось добиться конкретных мер государственной поддержки. Среди основных — возмещение затрат на уплату процентов по кредитам до двух третей от ставки рефинансирования ЦБ России». По его словам, если раньше этой поддержкой могли воспользоваться только предприятия, взявшие кредиты на развитие после 2008 года, теперь эта возможность есть и у тех организаций, которые прибегали к заемным средствам и в 2006-2007 годах. Со своей стороны Мень пообещал на ближайшем совещании с силовиками своего региона также поднять вопрос об усилении борьбы с контрафактом.
Тут бы и задуматься: стоит ли поддерживать отрасль, если китайский ширпотреб обосновался даже в главной текстильной цитадели страны — Ивановской области. Но признавать, что отрасль настолько беспомощна, власть не готова. Ведь это значит расписаться в собственной беспомощности.
Стоит добавить, что в это воскресенье будет отмечаться День работников легкой промышленности, и губернатор Ивановской области рассчитывает на «подарок». «Мы надеемся, что будет решен вопрос с заградительными пошлинами на ввозимый импортный текстиль, аналоги которого производятся отечественными предприятиями. Все соответствующие документы правительство Ивановской области подготовило и направило в ведомство», — заявил Мень.
Здесь следует напомнить, что на Петербургском международном экономическом форуме представители разных государств в один голос твердили о недопустимости заградительных мер в экономике. Впрочем, зачастую эти слова не подтверждаются на практике. Россия тоже следует в общем фарватере. Обсудить новость в форуме
Чтобы добавить новость, необходимо зарегистрироваться
|