О воровстве:
Вообще, у нас проблемы с расходованием денег. Когда мы планируем бюджет, то заранее имеем в виду, что 30% куда-то денется. У нас не только в бюджете, у нас вообще везде 30% куда-то девается. В бизнесе тоже. Только у хороших компаний девается 10%, а у плохих 50%.
У этого есть интересный побочный эффект – инфляция. Ведь эти 30% вместо того, чтобы идти на любые цели, идут в потребление. Не всегда внутри страны, но все же. И, кроме того, они снижают конкуренцию, что тоже ведет к росту цен. Зачем сдерживать цены, если можно договориться?
О централизации:
Еще одна наша большая проблема в излишней централизации. Причем везде. От бизнеса (где у нас правит крупный бизнес) до государственных финансов. У нас много говорят про поддержку малого бизнеса (хотя сам он обычно просит, чтобы его не поддерживали, а просто не трогали), но забывают про средний бизнес. А он у нас почти во всех сегментах отсутствует. Притом, что именно он должен быть основой экономики, а каждое малое предприятие должно стремиться стать средним.
Государственные финансы у нас сосредоточены в руках федерального центра. Я известен как последовательный сторонник замены НДС налогом с продаж (как это есть в США, правда, точно перенимать их опыт не стоит – они сами плачут от своего налога с продаж). Я отстаиваю эту позицию на самом деле просто из тех соображений, что налог с продаж можно передать регионам. НДС же никак не отдашь, его приходится на федеральном уровне администрировать.
В этом случае сразу изменится расстановка сил. Гораздо больше самостоятельных и оперативных решений смогут принимать в регионах. Пока большинство считает, что это слишком радикальный подход. Что регионы, муниципалитеты не готовы, что надо учиться... А я уверен, что нельзя учиться, ничего не делая.
О чиновниках:
С прошлого года мы стали вводить в советы независимых директоров. И уже чувствуем эффект. На самом деле, присутствие чиновников в советах директоров – это не веяния последних лет. Это было с самой приватизации. И я хорошо знаю, что это такое. Я председатель совета директоров АИЖК. Когда в совете были сплошь чиновники, бывали случаи, что даже при заочном голосовании не набиралось кворума! То есть им лень было даже бумажку заполнить и отдать секретарю, чтобы он отослал!
Вообще чиновники, присутствовавшие в советах директоров, делились на три группы: те, кому правда интересно и они работают (их, правда, меньшинство), те, кто вообще ничего не делает и ничем не интересуется, и те, кто ищет в этом материальную выгоду. С появлением независимых директоров ситуация изменилась. Они теперь искренне стараются во все вникать и помогать предприятиям.
И еще хорошее, в том числе и для чиновника, занятие – шахматы. Они помогают продумывать все наперед, избежать лишних проблем. Только это я имею в виду любительские шахматы. Профессиональные – они такие... не очень здоровый род деятельности. Иногда плохо на голову влияют.